/ru/

История FESCO

1880 – 1935Доброфлот. Становление

История головной компании Транспортной группы FESCO – «Дальневосточного морского пароходства» – началась 25 апреля 1880 года, когда во Владивостоке было учреждено представительство русского морского судоходного общества «Добровольный флот».

«Доброфлот» был основан правительством Александра III на пожертвования граждан для развития русской морской торговли. В 1879 году пароход «Нижний Новгород» совершил первый пробный рейс из Одессы на российский Дальний Восток. Вскоре рейсы стали регулярными, что дало российскому правительству возможность официально сообщить об установлении пароходного сообщения между черноморскими и дальневосточными портами страны.

26 февраля 1880 года пароход «Москва»1 в рамках уже регулярного рейса под командованием капитан-лейтенанта Сергея Чирикова2 вышел из Одессы курсом на Владивосток, Николаевск и Дуэ на Сахалине. 25 апреля, менее чем через два месяца, – по тем временам это была космическая скорость – судно пришло во Владивосток. На нем в город прибыл и агент «Доброфлота» Дмитрий Есипов, открывший первое на Дальнем Востоке представительство компании. Этот день и стал днем рождения FESCO.
  
Регулярные рейсы судов под отечественным флагом прочно связали европейскую Россию с Дальним Востоком. Именно это дало повод Антону Чехову, возвращавшемуся в 1890 году из путешествия на Сахалин, заметить, что
«…с пароходами Доброфлота на Дальний Восток пришла цивилизация».

Пароход «Москва». Судно FESCO В свой первый рейс «Москва» доставила во Владивосток 60 тысяч пудов груза –продовольственных и промышленных товаров, а также двух первых официальных пассажиров.

История «Доброфлота» неразрывно связана с историей страны.

С 1883 года пароходы «Доброфлота» по соглашению с российским правительством начали доставлять на Дальний Восток переселенцев. И только за первые 10 лет, кроме почти 40 тысяч пассажиров, было перевезено более 3 тысяч переселенческих семей.

С 1891 года «Доброфлот» стал главным перевозчиком грузов для строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали. На его пароходах были доставлены миллионы тонн ключевых грузов – рельсы, шпалы, специальное оборудование и даже фермы моста через Амур. В эти же годы пароходы «Доброфлота» привезли во Владивосток большие объемы строительных материалов, техники и вооружения для строящейся Владивостокской крепости.

В 1894 году во Владивосток прибыл ледокольный пароход «Силач»3, с этого момента судоходная связь между Одессой и Владивостоком стала круглогодичной.

Пароход «Колыма». Судно FESCO Рейсом парохода «Колыма» началось судоходно-транспортное освоение Восточного сектора Арктики.

Знаковый рубеж компания преодолела в 1911 году: вышедший из Владивостока под командованием Петра Трояна4 пароход «Колыма»5 1 сентября достиг устья реки Колымы, доставив 40 тонн казенных грузов, два кунгаса и паровой катер. Так началось судоходно-транспортное освоение Восточного сектора Арктики.

В годы Русско-японской войны 1904–1905 годов несколько пароходов компании погибли в портах Дальний и Порт-Артур. В годы Первой мировой (1914–1918) перевезли на Дальний Восток миллионы тонн грузов. Однако если еще перед революцией в состав «Доброфлота» входило 44 судна, то к концу Гражданской войны, особенно затянувшейся на Дальнем Востоке (1918–1922), флот компании был практически полностью утрачен, многие суда, оказавшиеся под управлением представителей Белого движения, остались в иностранных портах.

Пароход «Силач». Судно FESCO В 1897 году «Силач» переведен в незамерзающий Порт-Артур, где работал вплоть до 1905 года. Был затоплен российскими моряками в день падения крепости.

Управление Доброфлот в 1916г. Здание управления «Доброфлота» во Владивостоке, 1916 год.

Восстановление флота шло постепенно, параллельно государство искало наиболее эффективную модель управления. В 1924 году был создан единый всесоюзный «Совторгфлот», а владивостокский офис «Доброфлота» стал его отделением. В 1934 году появилось Владивостокское арктическое пароходство, а в 1935 году было создано Дальневосточное государственное морское пароходство, ставшее всемирно известной советской компанией.



______________________________________


1 «Москва» – грузо-пассажирский пароход. Построен в Англии в 1866 году. В составе «Доброфлота» с 1878 по 1882 года. Пароход стал первым судном, совершившим регулярный рейс из Одессы во Владивосток., тем самым открыв регулярное грузо-пассажирское сообщение с русскими портами на Тихом океане. Погиб в навигационной аварии в 1882 году у входа в Красное море.

2 Сергей Николаевич Чириков – прямой потомок Алексея Чирикова, соплавателя Витуса Беринга, одного из первооткрывателей Русской Аляски. Прежде, чем принять командование пароходом «Москва», несколько лет служил на Дальнем Востоке, на кораблях Сибирской флотилии.

3 «Силач» – буксирно-спасательное судно, построено в Гётеборге (Швеция) в 1890 году по заказу Российского правительства. В 1892-1893 годах совершило переход из Кронштадта во Владивосток. «Силач» стал первым судном, осуществлявшим ледокольную работу в бухте Золотой Рог. С приходом во Владивосток в конце мая 1897 года ледокола «Надежный», построенного в Дании специально для этого порта, «Силач» переведен в незамерзающий Порт-Артур. Был затоплен российскими моряками в день падения крепости.

4 Петр Аркадьевич Троян (1856–1922 гг.) – российский мореплаватель, исследователь, контр-адмирал, участник Русско-японской войны 1904–1905 годов. Служил на кораблях Сибирской и Аральской флотилии, Добровольного флота. Занимался гидрографическими исследованиями на Дальнем Востоке. В 1911 году на пароходе «Колыма» совершил первую морскую экспедицию к устью Колымы, где одна из бухт названа его именем.

5 «Колыма» – товаро-пассажирский пароход, построенный в Норвегии для компании AS "Produce". В 1911 году куплен Российским правительством. Вошел в состав Добровольного флота под именем «Колыма». С 1911 года по 1919 год осуществлял рейсы на Камчатку, Сахалин, Колыму, Николаевск-на-Амуре. В июле 1919 года прибыл с грузом из Владивостока на Черное море и там поступил под контроль белого командования. В конце 1922 году был возвращен советскому Добровольному флоту. Неоднократно совершал рейсы на Колыму, а в 1927 году впервые за одну навигацию дошел от Владивостока до устья Лены. В 1934 году включен в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1934 году передан Акционерному Камчатскому обществу, стал базироваться в Петропавловске-Камчатском. В 1966 году выведен из эксплуатации.

1936 – 1969
В огне и мире

25 судов Дальневосточного морского пароходства погибли в годы Великой Отечественной войны. Но в послевоенное время компания развивалась ускоренными темпами.

Перед началом Великой Отечественной войны флот пароходства состоял из 85 судов, которые работали практически по всему миру. Война внесла свои коррективы, главной задачей стала доставка грузов по ленд-лизу из США – почти половина общего объема необходимых и жизненно важных грузов, поставленных в СССР в рамках военной помощи, были перевезены судами ДВМП через Тихий океан и порт Владивостока. 

Пароход «Трансбалт», 1944 годПароход «Трансбалт» был одним из крупнейших транспортных судов в СССР, работал на перевозках ленд-лизовских грузов из США во Владивосток, стал последней жертвой Второй мировой войны среди судов ДВМП.


Цена была высокой: 25 пароходов¹ не вернулись в родной порт, погибли более 400 моряков. Сегодня у памятника морякам торгового флота в центре Владивостока на мемориальных плитах изображены силуэты всех погибших судов, в металле отлиты фамилии моряков.

Памятник морякам торгового флота, 2005 год
Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен во Владивостоке в ноябре 1967 года. В центре площадки на постаменте размещена скульптурная группа из трех гибнущих моряков. Справа и слева от нее размещены 25 плит, каждая из которых посвящена одному из погибших судов.


После войны флот компании начал обновляться: на смену пароходам массово пришли теплоходы и дизель-электроходы, построенные на отечественных судостроительных заводах и зарубежных верфях. Открывались уверенно завоевавшие рынок международные линии: 1958 – Japan-Nakhodka Line, 1967 – FESCO Indian Line2, 1971 и 1972 – FESCO Pacific South и FESCO Pасific North. 

В 1967 году для ДВМП были разработаны международное название Far Eastern Shipping Company и логотип FESCO.

Одновременно происходили существенные структурные изменения: в 1957 году Владивостокское арктическое пароходство было объединено с ДВМП под флагом последнего, а в 1972 из состава Дальневосточного было выделено вновь созданное танкерное Приморское морское пароходство.

В эти же годы история компании оказалась тесно переплетена с драматичными эпизодами мировой истории второй половины ХХ века. Осенью 1962 года, в канун Карибского кризиса, теплоходы ДВМП активно участвовали в перевозке советских ракет и воинского контингента на Кубу, а с середины 1960-х и до конца войны во Вьетнаме именно судами ДВМП была перевезена значительная доля грузов во Вьетнам, борющийся с США. 

Команда теплохода «Гриша Акопян» осматривает повреждения судна после бомбардировки американской авиацией. Вьетнам, порт Камфа, 10 мая 1972 года

Команда теплохода «Гриша Акопян» осматривает повреждения судна после бомбардировки американской авиацией. Вьетнам, порт Камфа, 10 мая 1972 года. 



______________________________________

1 Суда Дальневосточного морского пароходства, погибшие в годы Великой Отечественной войны:

  1. Грузопассажирский пароход «Кречет» (декабрь 1941 года, Гонконг)
  2. Грузовой пароход «Свирьстрой» (декабрь 1941 года, Гонконг)
  3. Грузопассажирский пароход «Сергей Лазо» (декабрь 1941 года, Гонконг)
  4. Грузовой пароход «Перекоп» (декабрь 1941 года, Южно-Китайское море)
  5. Теплоход танкер «Майкоп» (декабрь 1941 года, юго-западная часть Тихого океана)
  6. Грузовой пароход «Колхозник» (январь 1942 года, Атлантический океан, берега Новой Скотии)
  7. Грузовой пароход «Ашхабад» (апрель 1942 года, Флоридский залив)
  8. Грузовой пароход «Киев» (апрель 1942 года, Северная Норвегия)
  9. Грузовой пароход «Ангарстрой» (май 1942 года, Тихий океан)
  10. Грузопассажирский пароход «Сталинград» (сентябрь 1942 года, Баренцево море)
  11. Грузовой пароход «Микоян» (октябрь 1942 года, Индийский океан)
  12. Теплоход танкер «Донбасс» (ноябрь 1942 года, Баренцево море)
  13. Грузовой пароход «Декабрист» (ноябрь 1942 года, Баренцево море)
  14. Теплоход лесовоз «Кузнец Лесов» (декабрь 1942 года, Баренцево море)
  15. Грузопассажирский пароход «Симферополь» (декабрь 1942 года, Гонконг)
  16. Грузовой пароход «Красный партизан» (январь 1943 года, Баренцево море)
  17. Грузовой пароход «Ильмень» (февраль 1943 года, Восточно-Китайское море)
  18. Грузовой пароход «Кола» (февраль 1943 года, Цусимский пролив)
  19. Грузовой пароход «Тбилиси» (сентябрь 1943 года, устье Енисея)
  20. Грузовой пароход «Архангельск» (сентябрь 1943 года, Карское море)
  21. Грузовой пароход «Сергей Киров» (октябрь 1943 года, Карское море)
  22. Пароход лесовоз «Белоруссия» (март 1944 года, Охотское море)
  23. Грузовой пароход «Павлин Виноградов» (апрель 1944 года, Тихий океан)
  24. Грузовой пароход «Обь» (июль 1944 года, Западная Камчатка)
  25. Грузопассажирский пароход-рефрижератор «Трансбалт» (июнь 1945 года, Японское море)
2 15 сентября 1967 года Всесоюзное объединение «Совфрахт» и ДВМП открыли первую международную регулярную судоходную линию через советский Дальний Восток, Юго-Восточную Азию и Индию. Важно было подчеркнуть уникальность новой линии, создать для нее специальный бренд, который был бы узнаваем во всем мире. Так был разработан международный логотип FESCO (Far Eastern Shipping Company) и название линии – FESCO Indian Line.

1970 – 1991Советский лидер в АТР

Во второй половине ХХ века FESCO завоевывала рынок международных линейных перевозок и обеспечивала арктические навигации.

В 70-е и 80-е годы XX века пароходство представляло собой огромное предприятие. Береговые подразделения были разбросаны от залива Посьета на юге Приморья до порта Певек на Чукотке. В состав ДВМП входили четыре судоремонтных завода и более десятка портов и портпунктов, флот насчитывал более 230 судов, численность плавсостава достигла 20 тысяч моряков, а общее число работников – 70 тысяч человек.

Теплоход «Гамзат Цадаса», 1970-е годы
Теплоход «Гамзат Цадаса» построен в 1971 году в Югославии, назван в честь аварского советского поэта и драматурга, переводчика, государственного деятеля, народного поэта Дагестанской АССР.

Дальневосточное пароходство активно работало на рынке регулярных перевозок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В те годы морской транспорт СССР превратился в один из главных источников валютных поступлений для государства, а ДВМП находилось в лидерах по объемам перевозок грузов иностранных фрахтователей и чистой валютной выручки. Добиваться этого позволяло едва ли не ежегодное открытие новых регулярных линий с объявленным расписанием. В это время большая часть контейнерного флота ДВМП была сосредоточена на международных линейных перевозках. В период с 1974 по 1983 год ДВМП открыло четыре новых регулярных международных линии, расширив географию перевозок до 200 портов более чем в 50 странах мира.

Важной составляющей работы ДВМП были морские пассажирские перевозки, которые обеспечивали 15 судов. В 70-е и 80-е годы между Владивостоком и портами Дальнего Востока работали семь экспрессных линий, связывающих Приморье с Камчаткой, Сахалином, Курилами и Магаданом. Кроме того, суда ДВМП обслуживали международных линии Находка – Иокогама, Находка – Гонконг, а также совершали круизные рейсы в Сингапур, Австралию, Таиланд и другие страны. 
 

Вместе с тем, нарастающая активность на условном «юге», в области линейного судоходства, ни в коей мере не снимала с компании ответственность за обеспечение северного завоза. Ежегодно до 50 судов ДВМП обеспечивали доставку грузов на Чукотку и в Восточный сектор Арктики. 

Ледокол «Москва», 1970-е годы
Ледокол «Москва» ведет проводку судна в Восточной Арктике, 1970-е годы.

Большим испытанием для моряков ДВМП стала тяжелейшая Арктическая навигация 1983 года. При выполнении северного завоза на Чукотку в ледовый плен попали сразу 28 судов пароходства. Несмотря на все усилия сопровождавших их ледоколов, караван не мог сдвинуться с места. Тогда на помощь дальневосточным ледокольщикам из Западного сектора Арктики пришли три атомных ледокола, что позволило в крайне тяжелых ледовых условиях вывести из арктического бассейна весь транспортный флот, которому угрожала зимовка. Не обошлось и без трагедии: 9 октября в проливе Лонга попал в ледовую реку, был буквально раздавлен льдом и затонул теплоход «Нина Сагайдак». Все члены экипажа были спасены вертолетами с ледоколов, которые хоть и находились поблизости, но в том момент сами не могли пошевелиться из-за сильных сжатий.

Теплоход «Нина Сагайдак»Теплоход «Нина Сагайдак», погибший во льдах в тяжелую навигацию 1983 года.

Избежать подобных ситуаций в перспективе помогло поступление в состав флота компании новой серии более мощных ледокольно-транспортных судов класса СА-15 типа «Норильск», способных работать в арктических условиях круглый год.

В 1980-е флот Дальневосточного пароходства продолжил пополняться. Один за другим вошли в строй четыре пассажирских судна типа «Любовь Орлова»1 и два автомобильно-пассажирских парома типа «Дмитрий Шостакович».

«Любовь Орлова» - двухпалубное круизное судно
В 1980-е годы ДВМП активно работало и в сегменте пассажирских перевозок. «Любовь Орлова» – двухпалубное круизное судно класса «Мария Ермолова». 

В начале 1990-х вместе со всей страной ДВМП прошло этап экономических реформ. 15 февраля 1991 года было зарегистрировано Государственное предприятие «Дальневосточное морское пароходство» (ГП «ДВМП»). 23 сентября 1992 года конференция трудового коллектива компании зафиксировала преобразования государственного предприятия в акционерное общество.


______________________________________

1 «Любовь Орлова» – двухпалубное круизное судно класса «Мария Ермолова». Построено по советскому заказу на верфи Titovo Brodogradiliste в Кралевице (Югославия) в 1976 году. Судно было названо в честь советской актрисы, народной артистки СССР Любови Орловой. До 1999 года входило в состав флота ДВМП.

1992 – 2008Эпоха перемен

С началом 1990-х годов новые экономические условия потребовали от FESCO изменения бизнес-модели. Наряду с активным развитием линейного судоходства с 2000-х годов компания начала трансформироваться в универсального интермодального перевозчика.

В 1990-е годы ДВМП активно расширяло географию морских линий, создала собственную сеть агентств за рубежом: в Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, США, Канаде. Эти агентства позволяли контролировать иностранный рынок контейнерных перевозок и нарабатывать собственную клиентскую базу.

Теплоход «Капитан Бянкин», 2004 год
Теплоход «Капитан Бянкин» в порту Сиднея, 2004 год. Судно названо в честь капитана дальнего плавания, с 1969 по 1977 год директора Дальневосточного морского пароходства Валентина Петровича Бянкина.

В условиях рыночной экономики без поддержки государства компания продолжала обновление флота. Так, с 1992 по 2002 год пароходство приобрело 13 судов, а с 2002 по 2012 год еще 26: контейнеровозы, балкеры, судна Ро-Ро1 и одно специализированное судно-снабженец.

Постепенно одним из ключевых направлений бизнеса становились контейнерные перевозки. В 1999 году ДВМП начало морские перевозки скоропортящихся грузов в собственных рефрижераторных контейнерах на каботажных линиях. В 2002 году контрольный пакет акций ОАО «ДВМП» был приобретен группой «Промышленные инвесторы». С этого момента начался переход к интегрированной логистике.

В 2003 году была создана компания FESCO Logistic с офисом в Москве, география контейнерных перевозок расширилась и на европейскую часть России. Параллельно приобретенный в 2003 году железнодорожный оператор «Дальрефтранс» запустил перевозки рефрижераторных контейнеров между Владивостоком и Москвой на фитинговых платформах. В 2004 году FESCO и ОАО «РЖД» создали совместную компанию для транспортировки контейнеров по Транссибирской железнодорожной магистрали – «Русская тройка». ОАО «ДВМП» становится базовой компанией Транспортной группы FESCO.

Контейнерный поезд на территории ВМТП, 2006 годКонтейнерный поезд на территории ВМТП, 2006 год
В 2003 году железнодорожный оператор «Дальрефтранс» запустил перевозки рефрижераторных контейнеров между Владивостоком и Москвой на фитинговых платформах. 


В 2006 году ООО «Фирма «Трансгарант», один из крупнейших операторов подвижного состава в России, стало частью Группы (полностью сделка завершена в 2007 году). К этому времени подвижной состав достиг исторического максимума – более 14 000 вагонов.
В следующем году FESCO стала собственником ООО «М-Порт», контролирующего 95,2% акций ОАО «Владивостокский морской торговый порт», а в 2008 году FESCO приобрела 50% Владивостокского контейнерного терминала. Впоследствии активы были объединены под единым брендом «Владивостокского морского торгового порта».

Владивостокский морской торговый портВладивостокский морской торговый порт

Используя уникальные компетенции работы в сложных ледовых условиях, FESCO в этот период обеспечивала ледокольное сопровождение и грузовое снабжение нефтяных платформ на шельфе Сахалина по заказу Exxon Neftegaz Ltd., доставляет грузы в рамках социально значимых проектов, в части северного завоза.


______________________________________

1 Судно Ро-Ро, или ролкер – судно для перевозки грузов на колесной базе (автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны). Принципиальное отличие данного вида судов заключается в горизонтальной загрузке и разгрузке через откидывающийся нос или корму.

2008 – н. вр.Интегрированная логистика

FESCO стала одной из крупнейших транспортно-логических компаний России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Развитие интермодальных контейнерных перевозок сопровождается выходом в сегменты 3PL и 4PL, на рынок проектной логистики.
  
Главным вектором стратегии развития компании становится развитие сервиса сквозных контейнерных перевозок. Транспортная группа FESCO объединяет возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и обслуживания на собственных «сухих» и морских терминалах, владеет разветвленной сетью офисов в России и по всему миру. 

Контейнерный поезд на территории ВМТП, 2020 годКонтейнерный поезд на территории ВМТП, 2020 год
Сегодня ФИТ предоставляет клиентам услуги интермодальных контейнерных перевозок и сопутствующие сервисы на базе собственных активов FESCO. 

В 2008 году FESCO перешла к управлению активами по видам бизнеса. Развивая линейно-логистические сервисы, FESCO создала единого оператора «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» («ФИТ»), который в 2011 году трансформирован в интегратора, осуществляющего управление всеми видами бизнеса и активами Группы, вовлеченными в оказание различных видов контейнерных услуг. Новая структура обеспечила консолидацию и вертикальную интеграцию управления контейнерным бизнесом в едином центре. Сегодня ФИТ – это ключевая компания Группы, предоставляющая клиентам услуги интермодальных контейнерных перевозок и сопутствующие сервисы на базе собственных активов FESCO.

В 2012 году в рамках стратегии приоритетного развития интермодальных операций FESCO реализовала программу оптимизации флота, предусматривающую продажу части тоннажа, не задействованного в собственных сервисах. Целью преобразований стало превращение судоходного бизнеса FESCO в опору линейно-логистического дивизиона, с современным флотом, состоящим преимущественно из контейнеровозов и универсальных судов.

В 2012 году посредством ряда сделок группа «Сумма» и фонд TPG опосредованно приобрели в совокупности 49,99% акций ОАО "ДВМП", самостоятельно к сделкам приобретения присоединился GHP. В результате чего инвесторы получили косвенный экономический интерес в группе FESCO в размере 32,5%, 17,4% и 23,75%, соответственно.

Теплоход FESCO Diomid заходит в порт Владивосток, 2018 годТеплоход FESCO Diomid заходит в порт Владивосток, 2018 год
  
В 2016 году FESCO начала оптимизацию железнодорожных активов, которая была полностью завершена в 2019 году. С этого времени парк Группы полностью состоит из профильного подвижного состава – фитинговых платформ и крытых вагонов. В 2020 году FESCO консолидировала пакет акций оператора фитинговых платформ «Русская тройка», став единственным собственником компании. 

Владивостокский морской торговый порт, 2019 годВладивостокский морской торговый порт в первой половине 2019 года обработал 5,6 млн тонн грузов различной номенклатуры, это исторический рекорд для предприятия.
  
Сегодня приоритет FESCO – развитие интермодальных контейнерных перевозок с фокусом на Дальний Восток, включая привлечение транзитных грузов из Японии и Республики Корея, следующих в Европу, на маршрут по Транссибирской железнодорожной магистрали, а также расширение географии сухопутных внутрироссийских и международных регулярных сервисов. Компания активно развивает 3PL-логистику, предполагающую перевозки «от двери до двери», обеспеченные не только собственными активами, и сегмент 4PL – полную организацию логистики для клиента. С 2017 года FESCO занимается также проектной логистикой для крупных строительных проектов.

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.