Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
Публикации за период
.
СМИ о компании

«Наша цель — перевести в отечественные порты …» Интервью с президентом Национальной контейнерной компании Аленой Ашурковой

24 Октября 2007
Национальная контейнерная компания (НКК), крупнейший оператор контейнерных терминалов в России и СНГ, впервые обнародовала аудированную финансовую отчетность по международным стандартам. За первое полугодие этого года доходы компании возросли на треть, до 130 млн долл., а в развитие терминалов было вложено почти 60 млн долл. О планах и перспективах развития компании корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК рассказала президент НКК АЛЕНА АШУРКОВА.

- Алена Мирославовна, каковы финансовые итоги работы компании в первом полугодии этого года?

— В первом полугодии 2007 года выручка НКК составила порядка 130 млн долл., что на 35% больше, чем в первом полугодии 2006-го, EBITDA — 88 млн долл. То есть очевидно, что первая половина 2007 года для нас сложилась благоприятно.

- За счет чего были достигнуты эти результаты?

— НКК сейчас находится на этапе агрессивного роста. В этот период очень важно правильно построить систему планирования. При разработке стратегии развития НКК на 15 лет мы провели маркетинговые исследования, которые показали высокие темпы роста рынка контейнерных перевозок в России — 28-30% в год. Была спланирована единая программа развития терминалов НКК в соответствии с ростом контейнерного грузопотока, проходящего по территории России. В соответствии с этими прогнозами были вложены инвестиции в строительство, развитие и поддержание инфраструктуры наших терминалов. Теперь мы видим, что инвестиции оказались верными, принесли нам прибыль.

- Сколько составили инвестиции компании за прошедшие полгода?

— В первом полугодии 2007 года НКК инвестировала 58,5 млн долл. Больше всего вложений было сделано в развитие Первого контейнерного терминала (ПКТ) в Санкт-Петербурге — 20,5 млн долл. На строительство нового контейнерного терминала в порту Усть-Луга, самого масштабного на данный момент проекта по строительству портовой инфраструктуры в России, было направлено 16,5 млн долл. Это та часть, которую по плану должна была вложить НКК как частный инвестор.

- Каковы дальнейшие планы НКК по развитию контейнерных терминалов?

— Сегодня программа развития НКК предполагает модернизацию трех наших действующих контейнерных терминалов, а также продолжение строитель?ства терминала в Усть-Луге и сухопутного терминала в Шушарах. До 2019 года нами запланированы инвестиции в объеме 1,7 млрд долл.

Мощность самого крупного из дей?ствующих объектов — Первого контейнерного терминала — мы предполагаем увеличить до 1,6 млн TEU уже в следующем году. Инвестиции в его развитие составят более 100 млн долл. и будут направлены на замену устаревшей техники на более современную, с более высокой производительностью, а также на развитие складских площадей.

Строительство терминала в Усть-Луге мы будем осуществлять в три этапа, по завершении которых пропускная способность терминала составит 500 тыс., 1,5 млн и 3 млн TEU соответственно, причем на уровень 1,5 млн TEU мы рассчитываем выйти уже в 2009 году. В этом году мы намерены завершить строительство причалов, временной инфраструктуры и создание тыловой территории, прилегающей к причалам. Общий объем инвестиций в развитие этого терминала составит порядка 800 млн долл.

- Планирует ли компания строительство или покупку других терминалов?

— Да, мы планируем расширяться. Приоритетный регион нашего развития — Россия, причем в большей степени северо-запад. Наша цель — перевод в российские порты российских внешнеторговых грузов, проходящих сейчас транзитом через терминалы Финляндии и Прибалтики. Второе направление — это привлечение транзитных грузов, которые сегодня следуют через порты Финляндии, Прибалтики и Украины в страны СНГ, не имеющие морских портов, — Казахстан, Узбекистан и другие.

- Где именно НКК было бы интересно получить новые терминалы?

— В обозримом будущем основной прирост контейнерооборота ожидается на Балтике и Черном море. Поэтому мы для себя определили эти регионы как приоритетные.

- Ведутся ли уже какие-то переговоры на эту тему?

— Пока я не хотела бы рассказывать какие-либо подробности.

- В конце сентября НКК начала строительство логистического комплекса в Шушарах под Санкт-Петербургом стоимостью 250 млн долл. Какие планы компания связывает с этим комплексом?

— Терминал в Шушарах позволит прежде всего увеличить пропускную способность Первого контейнерного терминала в морском порту Санкт-Петербурга. Контейнеры из порта будут доставляться в Шушары по железной дороге и автотранспортом, там складироваться и выдаваться клиенту уже с этого терминала. В дальнейших планах НКК превратить сухопутный контейнерный терминал в Шушарах в полноценный логистический центр северо-запада со складами и комплексами оптовой торговли. На первом этапе инвестиции в терминал запланированы в размере 85 млн долл. После завершения этого этапа там можно будет единовременно хранить 10 тыс. TEU груженых и 4,5 тыс. TEU порожних контейнеров.

- Планируете ли вы строительство других сухопутных терминалов?

— В конце этого — начале следующего года мы собираемся подробно рассмотреть возможные инвестиции в наземные терминалы и после этого, вероятно, займемся строительством терминально-логистических комплексов либо самостоятельно, либо в коалиции или альянсе с уже существующими игроками этого рынка.

- Каким образом компания планирует финансировать свои многочисленные инвестпроекты? Намерена ли привлекать ресурсы на финансовых рынках?

— Пока мы используем для развития только банковские кредиты. Финансовое положение нашей компании позволяет привлекать средства для реализации инвестпроектов на достаточно выгодных условиях. О перспективах использования других инструментов говорить рано.

- Каковы ваши планы по заимствованиям на ближайшие годы?

— До 2019 года объем заимствований НКК будет составлять ежегодно порядка 200 млн долл.

- Планирует ли НКК привлекать партнеров для развития своих терминалов или продажи части активов?

— У нас есть несколько партнеров. С группой компаний «Дело» мы довольно успешно развиваем терминал НУТЭП в Новороссийске. Терминальный оператор Eurogate также наш давний партнер. НКК и Eurogate подписали официальный меморандум о взаимодействии и обмене долями в наших портах Усть-Луга и Вильгельмсхафен. Других переговоров на подобные темы мы пока не ведем.

- Планирует ли НКК осваивать какие-то совершенно новые для себя сферы деятельности?

— Нет, не планируем. Мы и так осваиваем достаточно молодой для России вид бизнеса — строительство и развитие контейнерных терминалов. Кроме того, со времен СССР на постсоветском пространстве не было построено ни одного нового порта, ни одного специализированного контейнерного терминала. Инфраструктура, которая была построена в те времена, оказалась зажата в городских районах.

- Какова в этих условиях стратегия развития компании?

— Стратегия наша состоит в том, чтобы создать инфраструктуру, объединяющую морские порты и наземные терминалы, которая будет полностью отвечать потребностям рынка контейнерных перевозок, то есть развиваться вслед за органическим ростом контейнерного грузопотока, проходящего по территории России, и способствовать привлечению дополнительных грузопотоков. При этом одна из наших задач — обеспечить связь морских и сухопутных терминалов с помощью системы железнодорожных и автомобильных маршрутов, организованных в рамках единой информационной системы. Таким образом, мы получим «бесшовную» логистиче?скую цепочку, эффективно работающую в интересах наших клиентов.

- Что, на ваш взгляд, мешает развитию компании? Какие меры со стороны государства способствовали бы развитию контейнерного бизнеса?

— На мой взгляд, пока государство не так активно инвестирует средства в развитие портовой инфраструктуры, как это происходит в соседних странах. Здесь нам хотелось бы получить больше поддержки. Второй момент более радостный. Наконец принят закон о морских портах, которого все участники рынка так давно ждали. Он должен наконец установить понятные правила взаимодействия сторон в рамках государственно-частного партнерства, на основе которого, например, строится наш контейнерный терминал в Усть-Луге. Также закон должен определить статус морских портов во взаимоотношениях с клиентами, регулирующими органами и т.д. Все это, безусловно, очень поможет развитию отрасли. Кроме того, необходимо упростить процедуру подготовки и согласования договоров аренды государственной собственности в портах. Что касается НКК, в этом случае поддержка может выразиться и в ускорении подписания договоров аренды на терминалах ПКТ и в Усть-Луге. Мы ждем от государства движения навстречу, ведь сегодня развитие отрасли не только отвечает целям государственной политики модернизации экономики, но и способствует ее успешной реализации. Алена Ашуркова родилась 28 февраля 1972 года. В 1995 году окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1994 по 1996 год работала в компании Deloitte & Touche. В 1996-1998 годах — в инвестиционных компаниях «Альянс-Менатеп» и Sovlink. С 1998 года занимала должность директора по развитию и инвестициям ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». С 2002 года управляющий финансами группы компаний First Quantum и вице-президент по развитию и инвестициям Национальной контейнерной компании. С декабря прошлого года президент НКК. Замужем, воспитывает дочь.

РБК Daily

Вернуться к списку публикаций