Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

Море подорожало…Вслед за ростом цен на уголь и железорудное сырье взлетели и ставки на их перевозку

16 Октября 2007
Стоимость судна класса panamax (грузовместимость 70 000 т) в минувшую пятницу выросла на 3,2% и достигла рекордных $88 379 за день, сообщил вчера Bloomberg. А ведь по итогам первого полугодия 2007 г. цена такого судна не превышала $36 000, удивляется директор департамента акционерного капитала группы Fesco (в нее входит Дальневосточное морское пароходство) Станислав Вартанян.

Выросли цены и на другие три класса судов, предназначенных для транспортировки насыпных грузов морем, включая уголь и железную руду. Скачок цен был в 2004 г., когда резко возросла потребность в морских перевозках, вспоминает Вартанян.

Сейчас более 80% российского угля идет на экспорт морем, отмечает директор по развитию бизнеса агентства Argus Media Михаил Перфилов. По его словам, добывающие компании продают товар непосредственно в порту, а за доставку платит уже конечный покупатель — он может иметь собственные суда, брать их в аренду или нанимать перевозчиков. Это, как правило, компании тех стран, куда идет товар, уточняет Вартанян. Именно они получают выгоду от роста фрахтовых ставок.

Впрочем, не внакладе и российские пароходства. Так, Fesco владеет 21 судном класса handysize вместимостью 30 000 т, говорит Вартанян, и все они сдаются в аренду, ставки которой напрямую зависят от фрахтовых. Он не стал оценивать выгоду своей компании от роста ставок.

Прибыли компаний, сдающих суда во фрахт, растут не так быстро, как арендные ставки, — на 10-15% в год, отмечает аналитик «Ак барс финанс» Олег Судаков. Объясняется это подорожанием топлива, рабочей силы, а график роста цен на строительство новых судов практически полностью повторяет график роста ставок, говорит он. Тем не менее рентабельность этого бизнеса остается высокой, отмечает эксперт: порядка 40% по показателю EBITDA.

В выигрыше от роста фрахтовых ставок и российские добывающие компании. За последний год почти на 9% подорожала перевозка угля из Австралии — основного экспортера угля, значит, конечный потребитель в Японии или Корее получил товар дороже, говорит заместитель гендиректора угольной компании «Распадская» Александр Андреев. В этой ситуации потребителям стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выгоднее покупать российский уголь — его перевозка дешевле. У «Распадской» экспорт угля составил более 30% выручки за первое полугодие, из которых 3% пришлось на страны АТР. Но уже в 2008 г. спрос на российский уголь в этом регионе может вырасти вдвое, прогнозирует Андреев, впрочем, будут ли заключены дополнительные контракты с иностранными клиентами, зависит от объема потребления в России. Цена на уголь внутри страны по-прежнему выше, чем на экспорт, объясняет он. Руды из России экспортируется значительно меньше, чем угля. Основной экспортер — «Газметалл» в этом году заключил долгосрочный контракт с ArcelorMittal.

Но дорожает перевозка не только насыпных грузов. Универсальный индикатор состояния мирового фрахтового рынка Baltic Dry Index вырос с начала года более чем на 150%, говорится в обзоре «Финама». Стоимость фрахта за последние месяцы росла еще более высокими темпами, а Baltic Dry Index с начала сентября вырос почти на 30%, говорится в обзоре. Аналитики прогнозируют «существенное увеличение доходов судоходных компаний». В частности, из-за роста фрахтового рынка акции «Новошипа» с начала осени подорожали в РТС на 19,2%, ДВМП — на 42,9%.

Ведомости

Вернуться к списку публикаций