Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

О тех, кто водит корабли во льдах, или «Красин» и его капитан

8 Февраля 2005
Вот уже почти месяц звучат во всех средствах массовой информации, как сводки с фронта, сообщения с моря Росса.

Сейчас там по просьбе правительства США оказывает срочную помощь американской научной антарктической станции Мак-Мердо, где находится свыше тысячи зимовщиков, российский линейный ледокол «Красин». Выбор этот не случаен, как сказал Евгений Амбросов, генеральный директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство», которому принадлежит «Красин», «такого опыта ледокольной работы, в том числе и в Антарктиде, нет ни у кого в мире». И это не преувеличение, наглядное тому подтверждение — успешная работа российского ледокола в море Росса.

Как известно, «Красин» при участии ледокола «Polar Star», относящегося к береговой охране Штатов и заметно уступающего ему в мощности, уже провел через 60 миль тяжелого сплоченного льда к ледовым причалам Мак-Мердо танкер вместимостью более 19 тысяч тонн. Потом пробил путь для сухогруза-снабженца «American Tern», в трюмах которого 10 тысяч тонн грузов для полярников. Не сделай «Красин» этого, зимовщиков, возможно, пришлось бы эвакуировать.

По расчетам американской стороны, работа «Красина» непосредственно в море Росса, которая началась с 21 января этого года, займет до четырех недель. В департаменте специального флота ОАО «ДВМП», который оперирует сегодня всеми ледоколами, сообщили, что при благоприятном развитии ситуации «Красин» вернется во Владивосток в середине марта. Не скоро…

Сегодня «В» расскажет своим читателям, которые все это время с пристальным вниманием следят за развитием событий в море Росса, о капитане «Красина» — Викторе Константиновиче Ковальчуке. О самом ледоколе и его легендарном предшественнике.

Штрихи к портрету сделали наставник Виктора Константиновича Ковальчука прославленный ледовый капитан Вадим Иванович Абоносимов и флагманский капитан департамента специального флота ОАО «ДВМП» Филипп Харитонович Полунин.

Но прежде несколько слов о старом «Красине».

Как в прошлом веке спасали Нобиле

Предшественник современного «Красина» одноименный ледокол-пароход был построен в Англии накануне революции, в 1917 году (водоизмещение — 10 тыс. тонн, длина — 99,8 метра, ширина — 21,6 метра, мощность главного двигателя — 10 тыс. лошадиных сил), но звался он тогда «Святогор». Имя «Красин» ледокол получил в 1922-м, после того как СССР выкупил его у англичан.

В 1928 г. «Красин» отправился на помощь группе Умберто Нобиле, которая потерпела аварию на дирижабле «Италия» на пути к Северному полюсу.

За эту операцию «Красин» получил орден Трудового Красного Знамени и специальный золотой знак «За спасение утопающих».

А 30 апреля 1942 г. в составе конвоя PQ-15, куда входили 25 транспортных судов и 20 кораблей охраны, «Красин» вышел из Рейкьявика для сопровождения судов к северным советским портам (незадолго до этого на борту ледокола установили 19 трехдюймовых пушек и крупнокалиберных пулеметов). Несколько дней спустя, 3–4 мая, в составе конвоя «Красин» уже отражал атаки вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев.

За проявленные мужество и отвагу 16 красинцев во главе с капитаном Михаилом Гавриловичем Марковым были представлены к боевым наградам.

В 1948 году «Красин» вернулся в состав флота ДВМП. После модернизации ледокола, которая завершилась в середине 50-х, «Красин» продолжал служить в Арктике, пока его не потеснили атомные ледоколы.

В 2001-м по решению правительства России легендарный «Красин» был включен в список объектов исторического и культурного наследия России. Сейчас он находится в Санкт-Петербурге.

С доком — по штормовому морю

Современному линейному ледоколу «Красин» в следующем году исполнится 30 лет. Он был построен в 1976 году в Финляндии (дедвейт — 7554 тонны).

Первоначально ледокол был приписан к Мурманскому пароходству, в 1990 году его передали ОАО «ДВМП». В послужном списке «Красина» тоже немало уникальных проводок и ледовых рейсов. Так, в первое свое плавание уже в составе ДВМП, с капитаном П. П. Сидоркиным на борту, он отправился южным путем — это 13 тысяч миль, взяв из порта Ильичевска большой док водоизмещением 46 тысяч тонн. Этот сложнейший переход через Индийский океан при постоянных штормовых ветрах, сильном волнении и стал настоящей проверкой на прочность и судна, и экипажа.

В 2003 году линейный ледокол «Красин», которым командовал уже Виктор Константинович Ковальчук, блестяще выполнил эксперимент по проводке в зимних условиях в порт-Де-Кастри (именно здесь размещается основная база нефтеперевалки) танкера дедвейтом более 100 тысяч тонн. Эксперимент показал главное — в существующих условиях возможна круглогодичная навигация. Именно этим уже с ноября этого года будет заниматься линейный ледокол «Красин», в будущем году к нему на подмогу придет «Адмирал Макаров». Тот самый ледокол, куда он пришел больше 20 лет назад младшим помощником к своему наставнику Вадиму Ивановичу Абоносимову, которого нередко называли окаянным капитаном: за 31 год ледокольного плавания у Абоносимова не было ни одной аварии. Это дорогого стоит.

Жизнь на пределе возможного

— Мне нередко говорили: «Ну, чего ты лезешь в Арктику? Ты что, замороженный? — рассказывает Вадим Иванович Абоносимов. — Работа на ледоколе действительно дикая — там каждую секунду может случиться авария. А капитан на вахте должен быть все 24 часа, это если по дням. А по месяцам — почти шесть месяцев в году. Но ледовым капитаном ты становишься только тогда, когда без Арктики уже не можешь. Так и живешь — на пределе возможного. Из такой породы Виктор Константинович Ковальчук. Только в начале декабря он привел «Красин» в родной порт — с августа обеспечивал навигацию по Северному морскому пути в Восточном секторе Арктики (в рейсе и свой 54-й день рождения отметил), а 21 декабря взял новый курс — уже строго на юг, в Антарктику. Обстоятельства требовали того. Вообще я рад, что мои помощники так выросли и стали настоящими капитанами. Сегодня по праву горжусь также Г. И. Антохиным, Г. М. Кузиным, В. В. Курбатским.

Что касается В. К. Ковальчука, на ледоколах он работает почти 30 лет, с 1976-го. Прошел испытание Арктикой 1983 года, когда все ледоколы Советского Союза работали в Восточном секторе Арктики — положение было аховое.

У меня сохранился снимок той поры. Мы только вернулись во Владивосток, и по лицам видно: еще сами не верили, что мы смогли все одолеть. На фото надпись: «Мы сделали Арктику 1983 года!».

А как в 1981 году вели вместе с В. К. Ковальчуком из Нагои в Чажму док водоизмещением 100 тысяч тонн. Он был размером с футбольное поле.

В капитане Викторе Ковальчуке я не сомневаюсь, у него за плечами такой опыт, которого на двоих хватит. Не зря носит звание «Почетный полярник». У ледокольщиков это приравнивается к ордену.

Единственное, что волновало на первых порах, кто у него старпомы. А когда связался с департаментом специального флота и мне сказали, что Иван Григорьевич Бацман и Виталий Петрович Никитенко, успокоился. Это как раз те два плеча, на которые можно опереться.

Если говорить о сроке ледокольной жизни, он существует — пока надежен. «Ермак» прожил 70 лет, «Ленин» — 30. Когда идешь буквально в метре да еще хорошим ходом рядом с пароходом, застрявшим во льдах, нужно быть 100-процентно уверенным, что все машины работают как часы, что сбоя не будет. Экипаж должен знать все до мелочей, вплоть до того, сколько дверей на ледоколе (кстати, на «Красине», как и на «Адмирале Макарове», их 972). От этого зависит жизнь людей и судна.

Думаю, самый сложный участок «Красину» придется преодолеть на обратном пути, когда в Антарктике наступит поздняя осень. Эти ревущие сороковые…

В любом случае мы почти ежедневно созваниваемся с Филиппом Харитоновичем Полуниным, он сейчас флагманский капитан департамента специального флота ОАО «ДВМП» и обладает полной информацией, обмениваемся мнениями. Мы с ним знакомы по полярке. В пароходстве Полунин работает 51-й год.

Во льдах и тропиках — не расхолаживаться

— Мне довелось наблюдать, как Виктор Константинович Ковальчук, будучи уже капитаном на «Красине», вел танкер «Приморье», — рассказывает Филипп Харитонович Полунин. — Погода как на грех благоприятствовала. Почему «как на грех» — да потому, что в этом рейсе танкер нужно было проверить на прочность, определить напряжение, которое возникает при сжатии корпуса, а льда в море было маловато. И капитану пришлось проявить чудеса изобретательности и виртуозного профессионализма, чтобы дать «Приморью» максимальную нагрузку. Он подходил вплотную, почти борт в борт, и две махины оказывались так близко, что порой становилось не по себе. В этом рейсе находились 28 американских специалистов, в том числе капитаны. Когда они видели эти «маневры», готовы были аплодировать. Для них это был высший пилотаж, для капитана Ковальчука — обычная, хотя и очень сложная работа.

Арктику нужно чувствовать. А еще ледовый капитан должен обладать качествами настоящего лидера.

Он мгновенно должен оценить ситуацию и принять единственно верное решение.

В чем сложность нынешнего рейса «Красина»? В этом уголке Антарктики обширнейшая зона припая — более 50 миль, работать в ней очень тяжело. На других станциях к февралю лед уже полностью взламывается. К тому же от сидящего на грунте айсберга, который и так преградил дорогу, в довершение ко всему откололся «кусочек». Поэтому «Красину» приходится протискиваться через эту узкую щель.

Сейчас в море Росса лето. Ледовая обстановка начнет ухудшаться где-то во второй половине февраля. Но до этого времени «Красин», надо думать, уже повернет домой. И тогда очередным испытанием для него станет тропическая жара.

Но даже в этих условиях ледовому капитану нельзя расхолаживаться. Таков морской закон.

Вернуться к списку публикаций