Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

ДВМП: рейс длиною в 125 лет

28 Июня 2005
В первых числах июля ОАО «Дальневосточное морское пароходство» будет отмечать знаменательную в своей истории дату — 125-летие пароходства.

Крупнейшая российская судоходная компания, большая часть судов которой зарегистрирована и работает под национальным флагом, сегодня является в то же время и самой динамично развивающейся в транспортной отрасли нашей страны. О том, что сегодня представляет из себя компания и каким она видит свое будущее, по просьбе «К» рассказывает генеральный директор ОАО «ДВМП» Евгений Амбросов.

— Во времена советской эпохи юбилеи по традиции было принято встречать «трудовыми свершениями». С какими достижениями подошло к своему 125-летию ДВМП, учитывая, что уже почти три года, с приходом новой команды управленцев во главе с Вами, в компании непрерывно идет процесс реформ?

— Полагаю, что первый, самый трудный этап реформ, этап антикризисного управления, которые крайне необходимо было провести в Дальневосточном морском пароходстве, уже пройден, и пройден успешно. Это, кстати, было отмечено на недавно состоявшемся очередном годовом собрании акционеров пароходства. Изменения в деятельности компании за последние два с половиной года произошли очень большие, но скажу лишь о наиболее значительных из них.

Проведена полная ревизия всех ранее заключенных контрактов и обязательств компании и сделано максимум для того, чтобы избавиться от тех из них, которые содержали в себе негативный для ДВМП вектор. То есть в этом отношении пенять на старое руководство уже не приходится. Проведена кадровая реформа. Проделана просто огромная работа по совершенствованию структуры управления — количество управленческого персонала сокращено с 900 до 500 человек, при этом его качественный состав значительно вырос. За период с 2002 года совместно с профсоюзами был дважды пересмотрен коллективный договор с целью упорядочения взаимоотношений с работниками и приведения его в соответствие с нормами российского трудового законодательства. В результате работники ДВМП не пострадали ни в чем. Все усовершенствования, например введение новой системы мотивации труда, делались с учетом того, чтобы реальные доходы как плавсостава, так и работников береговых подразделений постоянно повышались. За период с 2002 года фонд оплаты труда в целом по пароходству вырос в 2,3 раза — с $14 миллионов до $32 миллионов. По береговому составу средний уровень зарплаты вырос с $360 до $1024. Средний уровень оплаты труда моряков практически доведен до уровня ставок, рекомендуемых Международным профсоюзом моряков (ITF), дисконтированного на стоимость социальных благ и гарантий, предусмотренных в Едином социальном налоге. Сейчас в ДВМП средняя зарплата матроса составляет $730, 3-го механика — $1380, у капитана она доходит до $3000.

За эти два года ДВМП сформировало и уже реализует достаточно амбициозную, но абсолютно реалистичную программу инвестирования в инфраструктуру предприятия. Эта программа оценивается в сумму более $750 миллионов до 2010 года, притом что сейчас стоимость имущества пароходства достигает порядка $600 миллионов, то есть за этот период капитал компании фактически удвоится. Учитывая, что основным нашим бизнесом является контейнерный бизнес, то при реализации этой программы ДВМП значительно обновит и расширит именно контейнерный сегмент своего флота и имущественного комплекса.

ДВМП в настоящее время расширяет горизонты своей деятельности, придавая особое значение обеспечению непрерывности транспортного процесса, в первую очередь при перевозке грузов в контейнерах. С этой целью реализован проект по продолжению наших морских линий на железной дороге посредством организации компаний «Русская тройка» и «Неоконт». Таким образом, сегодня ДВМП является уже не только морской, а интермодальной компанией и гарантом перевозок грузок по сквозному коносаменту от иностранного порта до любой точки на территории России и сопредельных государств. Данный проект, инвестиции в который до 2006 года составят как минимум $100 миллионов, осуществляется при участии нашего партнера — ОАО «Российские железные дороги», что позволяет пароходству придать этому процессу больше гарантий и стабильности, значительно расширить клиентуру и привлечь как можно больше грузов на Транссиб.

Надо сказать, что при реализации наших масштабных планов по инвестированию порой приходится идти на достаточно непопулярные, на первый взгляд, меры. В частности, мы не выплачиваем дивиденды акционерам и просим их набраться терпения, чтобы дать возможность компании встать на ноги и занять достойные позиции на развивающемся рынке. Но при этом нельзя забывать, что капитализация компании с 2002 года выросла в 10 раз, соответственно, во столько же раз больше теперь оцениваются акции ДВМП, что по сути сделало наших акционеров богаче в 10 раз.

Пароходство сегодня реализует свои непрофильные активы и все до последнего рубля реинвестирует в новые проекты, в том числе связанные с реновацией флота. Так, в прошлом году мы приобрели три новых судна, которые уже выполняют план по возврату инвестиций. Совсем недавно принято в эксплуатацию уникальное судно-снабженец ледокольного типа «ФЕСКО Сахалин», которое, выйдя из Балтики, в настоящее время следует к месту своей постоянной дислокации и многолетней работы на шельфе Сахалина. С середины августа этому судну, которое на сегодня является гордостью ДВМП, предстоит напряженнейшая работа: «ФЕСКО Сахалин» должен обеспечить массированный завоз снабжения на новую нефтебуровую платформу «Орлан», подготовить ее для работы в зимний период, чтобы она смогла начать непрерывный процесс промышленного бурения и добычи нефти.

Говоря о реновации флота, которая сегодня активно проводится в ДВМП, нельзя не отметить, что тем самым в компании фактически восстановлена и планомерно реализуется программа воспроизводства основных фондов. Об этом также свидетельствует тот факт, что сейчас идет массовая замена контейнерного парка, который не обновлялся более 10 лет. При этом лизинговый парк заменяется на собственный, что дает огромную экономию текущих эксплуатационных расходов.

За последние два года ДВМП демонстрирует резкую положительную динамику увеличения прибыли по российским стандартам бухгалтерской отчетности, которая возросла с $19 миллионов в 2003 году до $35 миллионов по итогам 2004-го. По показателю уровня капитализации компании среди всех российских компаний ДВМП занимает 52-е место, поэтому не случайно сегодня инвесторы стучатся в дверь компании.

— В последнее время с подачи верховной власти в России бизнес понуждают к тому, чтобы он в большей мере нес социальную нагрузку. Какова в настоящий момент эта нагрузка для ДВМП?

— Считаю, что главным показателем социальной ответственности предприятия является то, какие налоги и зарплату оно выплачивает — вовремя и в полном размере. В этом плане я за наше предприятие абсолютно спокоен: мы не платим ни рубля «черной» или «серой» зарплаты, выплачивая государству огромный единый социальный налог. При этом, как уже сказано, пароходство сегодня получило возможность выплачивать достойную зарплату, мотивируя своих работников к дальнейшему росту своего благосостояния. Кроме этого, ДВМП участвует в спонсировании значимых, а главное — прозрачных фондов. В частности, ДВМП является организационным и финансовым спонсором строительства детского онкологического реабилитационного центра в пригороде Владивостока и ряда других проектов. Например, в канун юбилея пароходства и при его участии была издана красочная книга-альбом «Капитан Анна», посвященная замечательному человеку — первой в мире женщине-капитану Анне Ивановне Щетининой. Кстати, ДВМП проделало очень большую работу, чтобы увековечить память о ней в названии мыса на Эгершельде. Надеюсь, что вскоре, после согласования в Главном управлении по геодезии и картографии в Москве, на карте Владивостока появится новое название — мыс Щетининой.

И, конечно же, мы постоянно оказываем материальную помощь нашим ветеранам, которая в этом году в связи с памятной датой — 60-летием Победы — была особенно значительной. В частности, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, работавшим в ДВМП, а также проживающим в Приморье Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы пароходством были выделены дополнительные средства. Мы оказали большую помощь родственникам работников ДВМП, погибших при исполнении своих обязанностей. Пароходство продолжает содержать в достойном состоянии памятник Морякам торгового флота, погибшим в годы войны, — в этом году совместно с городом проведен его значительный ремонт.

Помимо этого нами зарезервированы достаточно большие средства на восстановление расположенных на Морском кладбище памятников морякам ДВМП, трагически погибшим в послевоенный период, — членам экипажей теплоходов «Тикси», «Большерецк», «Комсомолец Находки» и «Тавричанка». Кроме того, ДВМП готово выступить организатором и участником строительства часовни на Морском кладбище. Недавно мы обратились к мэру Владивостока В.Николаеву и попросили его оказать нам личную помощь в поддержке инициативы пароходства по восстановлению памятников и возведению часовни на Морском кладбище. Убежден, что мэр поддержит нас, так как эти объекты имеют особую социальную значимость не только для работников пароходства, но и для всех горожан.

— Отмечая свое 125-летие, ДВМП по праву имеет статус одной из старейших в мире судоходных компаний. Что значит это событие для мирового сообщества морских перевозчиков?

— Действительно, сегодня в мире нет крупных судоходных компаний, которые по возрасту были бы старше ДВМП. Естественно, юбилейная дата, которую сегодня отмечает ДВМП, вызывает законное уважение у наших многочисленных партнеров и работает на повышение имиджа компании, как в России, так и во всем мире. Сегодня для всех является очевидным, что ДВМП подтверждает такую большую дату динамичным ростом производства, что кризисные моменты в его деятельности преодолены, что потенциал не растрачен, а только увеличивается, что традиции живут, что пароходство дорожит своими моряками и надеется на еще большую отдачу от их нелегкого труда. А главное — у ДВМП есть будущее. Многие страницы 125-летней истории нашей компании нашли свое отражение в очень содержательной, красочной и интересной книге, которую мы выпустили под названием «ДВМП: рейс длиною в 125 лет».

— Юбилей — это всегда еще и повод заглянуть в будущее. В каких сегментах рынка морских перевозок компания рассчитывает выйти на лидирующие позиции через 5–10 лет?

— Мы имеем цель как можно глубже и шире интегрироваться в российскую транспортную систему, то есть хотим стать компанией, обеспечивающей перевозку все возрастающего потока российских грузов внутренней и внешней торговли не только по морю, но и по суше. Ведь, по сути, идея объединения усилий ДВМП и РЖД заключается в том, чтобы не уступать иностранным корпорациям наши огромные возможности, реализовывать российский потенциал силами и средствами российских транспортных компаний, модернизировать и совершенствовать национальную транспортную систему самостоятельно, выводя ее на международный уровень и сохраняя лидирующие позиции в ней за российскими компаниями.

Как уже было отмечено, основное направление нашего бизнеса — это контейнерные перевозки, и именно поэтому в этот сектор направляется основной поток наших инвестиций. При этом мы ожидаем, что через 5 лет численность контейнерного флота ДВМП увеличится на 14 судов новейшей постройки, которые по своему дедвейту будут значительно больше, чем эксплуатируемые сегодня. По нашим планам к 2010 году контейнерная вместимость флота ДВМП должна возрасти на 140%. Если сейчас деятельность ДВМП в основном сконцентрирована на Тихом океане, то в дальнейшем мы намерены ее распространить на Черное и Балтийское моря. Планируется также увеличение перевозок каботажных грузов с участием ДВМП в Дальневосточном морском бассейне. Так же, как и в перевозках навалочных и генеральных грузов, происходят структурные изменения в составе флота. Разумеется, мы хотим развивать свои возможности и как одна из лучших в мире компаний в области эксплуатации ледокольного флота. Блестяще проведенная экипажем ледокола «Красин» спасательная операция в Антарктике подтверждает, что у ДВМП есть все основания бороться за этот сектор морского рынка.

В целом можно сказать, что будущее ДВМП состоит в том, чтобы оперировать крупным национальным флотом и стать индустриальным морским и железнодорожным перевозчиком.

— Празднование юбилея ДВМП совпадает с Днем города Владивостока. Ходят слухи, что ДВМП приготовило для горожан какие-то сюрпризы…

— ДВМП ведет отсчет своей истории практически с начала летописи Владивостока, и все 125 лет своего существования пароходство хранит преданность нашему замечательному городу, живет вместе с ним, делит все его радости и заботы. 30 июня Приморское телевидение покажет фильм об истории пароходства, в котором запечатлены кадры с момента его основания, фронтовые страницы подвигов и трагедий, послевоенные трудовые будни, современное развитие компании.

В первые дни июля во Владивостоке действительно пройдут большие торжества, поскольку помимо юбилея ДВМП и Дня города 3 июля вся страна будет отмечать наш профессиональный праздник — День работников морского и речного флота. Пароходством запланирован ряд мероприятий в честь юбилея, и мы приглашаем посетить их. Одно из них в самом деле, наверное, станет сюрпризом для всех владивостокцев: 2 июля запланирована торжественная передача городу уличных часов в виде морского гранитного маяка, расположенного на пересечении улиц Светланской и Алеутской. Надеемся, это место станет хорошим ориентиром для всех горожан, для молодежи, а влюбленные будут договариваться встретиться «под часами у маяка», и всем будет понятно, что это за место встречи.

В канун празднования знаменательной даты — 125-летия Дальневосточного морского пароходства — от имени членов правления ОАО «ДВМП» хотел бы пожелать всем нашим работникам здоровья, счастья и благополучия, так же как и их семьям. Чтобы работа в море оставалась их любимой профессией, чтобы моряки всегда возвращались в родную гавань здоровыми, счастливыми и удовлетворенными от работы, отданной морю и нашей компании. Хочу заверить нынешних работников ДВМП и будущих — сегодняшних курсантов, что компания будет увеличивать свой флот, делать его более технически совершенным и безопасным, более рентабельным, что, несомненно, будет отражаться на уровне заработной платы моряков и работников берегового состава. Надеемся, что в ДВМП будет приходить много талантливых, преданных компании людей. Еще нам очень хочется, чтобы росло не только благосостояние наших работников, но и повышался их уровень образования, дисциплины и ответственности за вверенное им дело, что в конечном итоге отразится на общих результатах работы пароходства и благосостоянии его акционеров.

Вернуться к списку публикаций