Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

ДВМП мечтает об IPO

4 Августа 2005
Дальневосточное морское пароходство предложило государству приватизировать свои 20% акций не на торгах, а вывести их на западную биржу и разместить в виде ADR.

Чиновники пока тянут с ответом. Но эксперты уверены, что такая сделка будет наилучшей для государства. Рынок на подъеме, поэтому бюджет сможет выручить за свои бумаги не менее $100 млн.

В этом году государство уже пыталось продать свой пакет ДВМП, установив стартовую цену в 1,337 млрд руб. (около $47 млн). Аукцион должен был состояться в феврале, но Росимущество добилось его отмены. В последний момент чиновники этого ведомства решили, что РФФИ недооценил акции пароходства. Росимущество посчитало, что справедливая цена пакета составляет не менее 2,2 млрд руб. ($77 млн), о чем в январе фонду сообщила замруководителя Росимущества Людмила Приданова (копия письма имеется в распоряжении «Ведомостей»). А затем РФФИ и Росимущество делили между собой функции, и новая дата торгов так и не была назначена.

ДВМП решило воспользоваться паузой и предложило чиновникам не продавать госпакет единым лотом, а разместить его на одной из западных бирж в форме ADR. Это предложение в Минэкономразвития и Росимущество поступило от консультанта ДВМП — Deutsche Bank около месяца назад, рассказал «Ведомостям» чиновник Росимущества. В ДВМП «Ведомостям» подтвердили эту информацию. «Торги в России вряд ли привлекли бы много желающих, а на Западе интерес к шиппинговым компаниям высок», — говорит замгендиректора пароходства Сергей Козлов. «При таком способе продажи государство, очевидно, сможет продать свой пакет дороже, — вторит ему представитель „Промышленных инвесторов“ Олег Румянцев. — А появление иностранных акционеров даст существенный импульс к улучшению корпоративного управления в ДВМП».

Но чиновники пока сомневаются. «У такого размещения много плюсов», — констатирует чиновник Росимущества. Он напоминает, что единственный прецедент такой приватизации — продажа 5,9% акций «ЛУКОЙЛа» в 2002 г. — был успешным. Тогда Россия за размещенный на Лондонской фондовой бирже пакет выручила $775 млн. Но пока ДВМП и Deutsche Bank не представляли в Росимущество данных, на какой площадке и на каких условиях государство могло бы разместить свой пакет, говорит чиновник: «Поэтому раньше сентября решения не будет».

Впрочем, эксперты рекомендуют государству не тянуть с решением. «Пока для размещения время очень удачное, — отмечает аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов. — Мировой рынок контейнерных перевозок на подъеме, но года через два ситуация может измениться». Менеджер по инвестициям Alfa Capital Partners Виктор Цховребов полагает, что рост рынка сохранится до 2007 г. А в пределах России прирост перевалки контейнеров останется на уровне 30–35%, хотя фрахтовые ставки могут немного снизиться.

«С прошлого года на рынке настоящий бум шиппинговых размещений», — добавляет заместитель гендиректора «Совкомфлота» по корпоративным финансам Николай Колесников. Только на американских биржах за последние полтора года прошло 13 таких размещений (включая 10 IPO). При этом с 2000 по 2004 г. в США разместились только 10 судоходных компаний, добавляет Колесников. А сумма привлеченных средств, по его словам, выросла с $1 млрд до $2,3 млрд.

По текущим котировкам в РТС капитализация ДВМП составляет $575 млн. Морозов считает оценку пароходства рынком справедливой. Он уверен, что на западной бирже государство сможет разместить свой пакет минимум за $100 млн. С ним согласен и Козлов из ДВМП. Впрочем, он уверен, что со временем государство могло бы выручить за свой пакет еще больше. «Пока наша рыночная капитализация соответствует только стоимости флота и не учитывает стоимость бизнеса», — говорит он.

ДВМП специализируется на перевозке контейнеров, эксплуатирует 80 судов общим дедвейтом более 1 млн т. В 2004 г. перевезло 8,7 млн т грузов, получив $450 млн выручки и $89 млн чистой прибыли по МСФО. Около 68% акций ДВМП контролирует группа «Промышленные инвесторы» предпринимателя Сергея Генералова, 19,8% акций у РФ, остальные распылены среди физлиц и миноритарных акционеров.

Вернуться к списку публикаций