Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
Публикации за период
.
СМИ о компании

УКП спешат на помощь. Ускоренные контейнерные поезда как двигатель контейнеризации грузопотоков.

28 Мая 2013
В 2012 году объем транспортировки грузов в контейнерах в России, по данным агентства INFOLine, вырос на 9% по сравнению с 2011 годом. Положительная динамика здесь сохраняет-ся уже четвертый год подряд. Причем больше всего в прошлом году прибавили транзитныегрузы (+37% к 2011 году), что объясняется расширением сферы влияния российских контей-нерных операторов на пространстве СНГ и ростом транзитных грузопотоков из Юго-Восточ-ной Азии.

В текущем году динамика перевозок осталась позитивной, однако рост замедлился. Участники рынка это связывают со стагнацией в отечественной экономике, так как именно сегмент внутренних перевозок пошел на спад. Вместе с тем прогнозы по итогам 2013 года вполне обнадеживающие — международные перевозки(импорт, транзит) в сообщении Китай (Япония, Южная Корея) — Россия — Европа вытянут контейнерные объемы в уверенный плюс.

Топ-3

Рынок контейнерных перевозок в России достаточно сильно консолидирован. На четыре компании-оператора приходится свыше 65% всего объема. Лидером сегмента является «ТрансКонтейнер», занимающий почти 50% рынка. Как рассказали «Транспорту» в компании, в прошлом году собственным подвижным составом было перевезено 1484 тыс. TEU, что на 8,9% больше показателей 2011 года. Положительная динамика достигнута за счет опережающего роста перевозок в международном и транзитном сообщении. Так, экс-порт в прошлом году увеличился на 8%, до 328,6 тыс. TEU. Импорт вырос на 12%, до 221,5 тыс. TEU. Транзит почти утроился — с 33,7 тыс. до 90 тыс. TEU. При этом внутренние пере-возки возросли всего на 1,9% и составили 793 тыс. TEU, что свидетельствует о невысокой активности субъектов отечественной экономики. Депрессия, начавшаяся во второй половине прошлого года, в 2013 году набрала силу. Объемы контейнерных перевозок подвижным составом «ТрансКонтейнера» в первом квартале 2013 года сократились на 1,3% к 2012 году и составили 342 тыс. TEU.

Негативный тренд был обусловлен главным образом падением объемов операций во внутреннем сообщении. Перевезено 167,1 тыс. TEU (-10,5% к 2012-му). Немного замедлили общий спад перевозки импорта, объемы которого с января по март увеличились на 36,4%, до 64,4 тыс. TEU. Однако в целом начало года для «ТрансКонтейнера» оказалось непростым. «Снижение объемов перевозок во внутреннем сообщении произошло на фоне сокращения объемов внутренних контейнерных перевозок по сети РЖД на 2,8%, усиления конкуренции на внутренних маршрутах, роста активности компании в быстрорастущем сегменте импортных перевозок, а также на фоне передачи части подвижного состава дочерней структуре — АО „Кедентранссервис“ для оперирования в Казахстане и Центральной Азии», — рассказали «Транспорту» в «ТрансКонтейнере». Напомним, что в прошлом году компания получила контроль над всеми контейнерными терминалами Казахстана, что позволило ей нарастить объемы импорта и транзита из Центральной Азии.

Объемы контейнерных перевозок (импорт, экспорт, транзит), TEU

Год 2009 2010 2011 2012 (+ к 2011)
Внутренние перевозки 1005251 1122832 1282686 1360855 (+6%)
Импорт 316397 470508 555118 616706 (+11%)
Транзит 118348 160167 172631 238222 (+37%)
Экспорт 463355 544817 705330 754968 (+7%)
Итого 1903351 2298323 2715764 2970750 (+9%)

Источник: агентство INFOLine

Вторую строчку в контейнерном рейтинге России занимает группа FESCO, в которую входят два железнодорожных оператора, работающих с «ящиками», — «Трансгарант» и «Дальрефтранс», а также ЗАО «Русская тройка» (СП FESCO и РЖД). Первый в прошлом году увеличил пере-возки контейнеров на 1%, до 148,8 тыс. TEU, второй — на 10%, до 15,4 тыс. TEU. «Русская тройка» перевезла 115,9 тыс. TEU, что на 11% больше 2011 года. При этом внутренние перевозки выросли на 11,3%, до 48,6 тыс. TEU, экспортно-импортные — на 10,3%, до 67,2 тыс. TEU. Было организовано 1038 контейнерных поездов, что на 34% больше, чем в 2011 году. В среднем в 2012 году компания оперировала 20 контейнерными поездами в неделю. Здесь стоит отметить, что практически все крупные контейнерные операторы в прошлом году значительно увеличили отправку грузов ускоренными контейнерными поездами (УКП). В первом квартале 2013 года FESCO показала оптимистичные результаты. В частности, было отправлено 248 ускоренных контейнерных поездов, что на 53% больше, чем в первом квартале 2012-го. УКП перевезли 32,1 тыс. TEU, что на 47% больше прошлогоднего уровня. Такой высокий рост в условиях спада экономической активности в компании объясняют увеличением объемов экспорта-импорта в восточном направлении (Китай, Япония, Южная Корея). По словам первого вице-президента транс-портной группы FESCO Алексея Грома, рост контейнерных перевозок в первом квартале даже больше, чем ожидалось в начале года. Традиционный спад перевозок во время китайского Нового года оказался практически незаметен в этом году, обычно в эти месяцы импорт падает. Экспорт остался верен сезонной динамике, но импорт в первом квартале вырос», — отмечает господин Гром.

На третьей позиции рейтинга находится петербургская компания «Модуль». По данным «Интерфакса», в прошлом году объем ее перевозок составил 121,3 тыс. TEU, что на 1% больше уровня 2011 года. В январе—феврале текущего года перевозки выросли на 11,5% — до 24 тыс. TEU.

Ускоренные сервисы

В «ТрансКонтейнере» в настоящее время работают четыре проекта УКП во внутреннем сообщении, 10 — в транзитном, 22 — в экспортном и 23 — в импортном сообщении. Речь идет о перевозках, производимых на платформах «ТрансКонтейнера», в том числе в партнерстве с другими компаниями. «В первом квартале 2013 года у нас реализовано сразу не-сколько новых интересных проек-тов, среди которых хотелось бы вы-делить УКП Автово-Тихоново. Он был запущен в феврале совместно с морской линией MSC. Новый контейнерный поезд по маршруту Санкт-Петербург-Елабуга (станция Тихоново Куйбышевской железной дороги) перевозит автокомплектующие для завода Ford Sollers. УКП состоит из вагонов „ТрансКонтейнера“, груженных контейнерами морской линии MSC», — рассказали в пресс-службе компании. Там также пояснили, что особое внимание «ТрансКонтейнер» уделяет формированию поездов на внутренних маршрутах, таких как Новосибирск — Сахалин/Магадан/Петропавловск-Камчатский, Новосибирск-Лена-Якутия, Новосибирск-Беркакит-Якутия. «В Новосибирске работа по поездам организована на терминале компании на станции Клещиха. В этом году там закончена масштабная реконструкция, в результате которой перерабатывающая способность терминала увеличена более чем в два раза. К тому же появилась возможность формирования поездов за одну подачу», — говорят в «ТрансКонтейнере». Кроме того, уже запущены сервисы Владивосток (Первая Речка) — Москва (Москва-тов-Павелецкая), Санкт-Петербург (СПб.-тов-Витебский) — Екатеринбург — Новосибирск — Хабаровск — Владивосток. В целом в 2013 году «ТрансКонтейнер» планирует вдвое увеличить количество маршрутов на внутренних пере-возках.

У FESCO запущены следующие сервисы: FESCO Moscow Shuttle (FMS) Москва-Владивосток, FESCO Siberian Shuttle (FSS) Владивосток-Новосибирск, FESCO Ob Shuttle (FOS) Москва-Новосибирск, FESCO Amur Shuttle (FAS) Москва-Хабаровск, «Балтика-Транзит» из стран Балтии в Казахстан, государства Центральной Азии, Афганистан и Китай и FESCO Ural Shuttle (FUS) Владивосток-Екатеринбург. В целом FESCO отравляет до 25 регулярных поездов в неделю. Как отмечают в компании, за последний год увеличилось количество поездов, отправленных на длинные расстояния, дальность перевозки возросла на 34%.

Перспектива

«Текущую ситуацию в сегменте контейнерных перевозок правильнее было бы охарактеризовать как спад активности: в четвертом квартале прошлого года контейнерный рынок вырос на 5,4%, в первом квартале 2013-го — на 1,2%, что существенно ниже среднегодовых темпов роста, однако речь не идет о спаде в абсолютном выражении. В наибольшей степени были затронуты внутренние и экспортные перевозки, то есть наиболее тесно связанные с промышленным производством в стране. Импортные перевозки продолжают демонстрировать устойчивую положительную динамику. Таким образом, ухудшение рыночной конъюнктуры связано главным образом с общим замедлением темпов роста экономики и выпуска промышленной продукции в России», — констатируют в «ТрансКонтейнере». Вместе с тем ситуация не выглядит совсем уж пессимистичной, есть и внушающие оптимизм моменты. К примеру, в марте текущего года рынок железно-дорожных контейнерных перевозок вырос на 7,5%, то есть фактически вернулся к темпам прошлого года, что наряду с прогнозами оживления экономики России во второй поло-вине текущего года дает основания надеяться на восстановление активности на контейнерном рынке. «В отсутствие существенных внешних шоков по итогам года мы ожидаем положительную динамику на железнодорожном контейнерном рынке, хотя, безусловно, темпы роста будут ниже, чем в 2012 году», — утверждают в «ТрансКонтейнере».

По мнению представителей FESCO, на контейнерных перевозках скажутся также преимущества от членства России в ВТО. Более благоприятные условия доступа на рынки товаров и услуг стран — членов ВТО будут стимулировать рост доходов российских предприятий-экспортеров, в том числе за счет прекращения антидемпинговых процессов. А следствием либерализации доступа товаров и услуг на российский рынок станет снижение стоимости импортных товаров за счет сокращения ставки таможенной пошлины, что должно положительно сказаться на объемах перевозок. Поскольку вступление в ВТО обязывает к соблюдению принципа свободы транзита (члены ВТО не будут вводить ограничения в от-ношении следующих через их территорию транзитных перевозок), то ожидается повышение транзитных перевозок через территорию России, что также способствует привлечению контейнерных грузов на железную дорогу.

«Динамика контейнерного рынка в текущем году составляет 2–3%. Это гораздо меньше, чем ожидали участники рынка в прошлом году. Но с учетом того, что контейнерные перевозки — это часть железной дороги, то все не так уж и плохо, так как остальные виды перевозок ушли в минус. Не очень радужная ситуация связана с экономическим затишьем в России, так как импорт по- прежнему растет хорошими темпами», — говорит директор центра организации перевозок грузов в спецконтейнерах компании «ТрансКонтейнер» Станислав Станкевич. В то же время конкуренты железнодорожников не дремлют. По словам генерального директора «Фар Ист лэнд бридж лимитед» («дочка» компании «РЖД-Логистика» с головным офисом в Вене) Ивана Ходова, за последние годы морские перевозчики по Deep Sea приобрели большое количество судов и существенно снизили цены. В текущем году снижение составило около 10%, тогда как российские железнодорожные операторы ежегодно повышают тарифы. «Да, наши перевозки в два-три раза быстрее морских, но фактор срока не всегда является ключевым для клиентов. Более важна цена и качество предо-ставляемых услуг», — говорит он.

Преимущества УКП

В FESCO отмечают, что клиентов все больше привлекает качество интермодального сервиса с участием УКП, которое заключается в сокращении транзитного времени, соблюдении расписаний, большей вместимости и частоте отправок. По словам Алексея Грома из FESCO, рост железнодорожных перевозок контейнеров продолжится, в том числе за счет перехода объемов с автомобильного транспорта, так как УКП — это более качественный сервис, особенно при организации интермодальной перевозки. Клиенту важна скорость, регулярность и, главное, прогнозируемость сервиса, чтобы иметь возможность заранее спланировать отправку по железной дороге. Например, с использованием УКП можно значительно сократить транзитное время — так, по маршруту Шанхай-Москва время доставки груза составляет 30 суток против 45 и более по Deep Sea.

При этом клиенту необходимо иметь в виду, что качественную услугу могут оказывать только те компании, у которых в наличии есть собственные активы (портовые, железнодорожные, морские и логистические) или имеются проверенные отношения и договоры на привлечение таких активов.

Немаловажное значение имеет и технология взаимодействия операторов с инфраструктурой. Так, при организации УКП большое значение имеет работа при формировании поездов на станциях и терминалах, введение специальных информационных систем для оперативного учета и контроля информации о перемещении и состоянии подвижного состава на терминале отправления поезда. Кроме того, должна быть отлажена работа с прилегающими станциями РЖД по приему и обработке подвижного состава, заключены до-говоры на его подачу/уборку и т. д.

В то же время не следует забывать и о факторах, препятствующих дальнейшему росту контейнерных перевозок. К таковым, в частности, относятся: дефицит инфраструктуры, недостаток специализированных контейнерных терминалов в местах зарождения грузопотоков, а также допуск к организации УКП компаний, которые не могут обеспечить должное качество перевозки (не имеют технологии и опыта работы, не имеют собственных активов, чтобы обеспечить перевозку, сохранность груза). «Доступ к услугам организации технологически сложных операций, как, например, запуск ускоренных контейнерных поездов, нужно в известной степени ограни-чить. Требования к операторам УКП должны быть достаточно высокими по наличию собственных активов — подвижного состава, контейнеров, инфраструктурных объектов, договоров со смежными видами транспорта», — считает господин Гром. Данные меры позволят оградить клиентов от компаний-однодневок, выживающих за счет ценового демпинга, и значительно повысить качество предоставляемого интермодального сервиса. Благодаря этому вырастет спрос на услуги контейнерных операторов, и они смогут благополучно пережить период стагнации в российской экономике.

Впрочем, по мнению участников рынка, у контейнерного сегмента и без того есть все шансы закончить 2013 год в хорошем плюсе. Не стоит забывать, что общий уровень контейнеризации в России все еще очень низкий. Он составляет всего 30%, что в три раза меньше, чем в ЕС и странах Азии. За счет роста контейнеризации будет происходить увеличение отправок в УКП. В качестве последнего такого примера можно привести листовой прокат, который раньше возили в полувагонах, а сейчас в контейнерах. По мнению экспертов, рост контейнерных перевозок будет происходить за счет увеличения объемов экспорта удобрений, зерна, химикатов, сжиженных газов, бумаги и целлюлозно-бумажной продукции, а также импорта и транзита товаров народного потребления.

Источник: журнал «Транспорт»

Вернуться к списку публикаций