Switch to english
8 (800) 23-444-99
бесплатно по России
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

Капитан Анатолий Коваленко: 40 лет в ДВМП

27 Ноября 2013
«Утром мы заметили точку на горизонте — это был „Адмирал Макаров“, российский ледокол, который шел, чтобы спасти нас… Я горячо благодарю команду „Адмирала Макарова“ и всех тех, кто сделал наше спасение возможным в этом почти недосягаемом уголке мира». Эти строки, написанные в дневнике Себастьяном Рубине, руководителем французской экспедиции «Поиски приключений на Северном полюсе: покорение Арктики», в начале сентября облетели десятки СМИ.

Вызволил из ледового плена

Французский парусно-моторный катамаран Babouchka шел с Аляски в Исландию через Северный полюс и застрял во льдах в 460 милях от Северного полюса. С судна подали сигнал SOS, не надеясь самостоятельно добраться до берега, прежде чем закончится имеющийся на борту трехнедельный запас продовольствия. В этот же день сигнал был принят, и на помощь терпящим бедствие французам по распоряжению морского спасательного подцентра Певек был направлен ледокол «Адмирал Макаров» под командованием капитана Анатолия Михайловича Коваленко.

Ледокол в это время нес вахту по ледовому и аварийно-спасательному обеспечению на восточном участке Северного морского пути и находился в районе мыса Отто Шмидта (Северная Чукотка). До катамарана ему пришлось преодолеть 867 морских миль, из них 510 — в сплоченных арктических льдах. 3 сентября французские путешественники были подняты на борт «Адмирала Макарова».

Опытные моряки понимают, что спасение экипажа катамарана оказалось не из легких — на пути ледокола был 8-9-балльный лед толщиной до 115 см. Так что его успешное завершение — заслуга прежде всего капитана Коваленко, который быстро и умело организовал уникальную операцию. Недаром это отметил даже чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан де Глиниасти, сердечно поблагодаривший капитана и моряков ледокола «Адмирал Макаров» за образцовую работу, солидарность и благополучное спасение двух граждан Франции.

Капитан Анатолий Коваленко не впервые участвует в спасательных операциях и не впервые получает благодарности. Работает он, безусловно, не за почести (хотя и это приятно), а потому что любит свое дело, любит море и уже не представляет свою жизнь иначе.

К океану за романтикой

— Моряком я решил стать еще в 9 классе. Конечно, из-за романтики морской профессии. Нас было трое друзей, мечтавших о морских путешествиях. В 1965 году мы отправились во Владивосток из родной Перми, чтобы поступить в ДВВИМУ, — вспоминает Анатолий Михайлович.

После окончания Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г. И. Невельского Анатолий Михайлович пришел в Дальневосточное морское пароходство. С тех пор он здесь — больше 40 лет!

Уже через два года недавний выпускник становится вторым помощником капитана и начинает работать на ледоколе «Владивосток». В 1980 году Коваленко выдвигают на должность капитана, и он принимает под свое командование ледокол «Москва». В те времена, как, впрочем, и в нынешние, ледоколы ДВМП участвовали в непростой сезонной работе в Арктике по проводке транспортных судов с грузом для северян. Лето всегда было коротким, а продовольствия, топлива и прочих товаров для людей за полярным кругом нужно было доставить как можно больше. С конца весны до глубокой осени ледокол «Москва» работал в ледовых условиях. Капитан подавал пример экипажу необыкновенным трудолюбием и решительными, но всегда взвешенными и хладнокровными действиями в экстремальных ситуациях. А эти ситуации, казалось, бывали всегда.

— До сих пор вспоминаю спасательную операцию по выводу из ледового плена стада белух, которую мы провели в феврале 1985 года в проливе Сенявина у острова Аракамчечен, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Примерно 2000 белух оказались в ледовом плену и были обречены на гибель. Ледокол «Москва», которым я тогда командовал, пробил канал в тяжёлом припайном льду и вывел за собой белух. Операция длилась несколько дней. Чукотская популяция белух была спасена.

После ледокола «Москва» Коваленко был направлен на подмену капитану ледокола «Ермак».

— В это время я работал инспектором отдела кадров по комплектации судов рядовым составом, в том числе и ледокола «Ермак», — делится Юрий Мамонтов, начальник отдела экипажей Департамента крюинга Филиала ОАО «ДВМП» в г. Владивосток. — Тогда и познакомился с капитаном Коваленко. Любые кадровые вопросы он обычно решал спокойно и деловито. К подбору экипажа перед выходом в очередную арктическую навигацию относился серьезно и фундаментально, запрашивая в отделе кадров в первую очередь проверенных, имеющих опыт работы во льдах моряков. Эти деловые черты сохранил и сегодня.

Члены экипажа Коваленко считают, что он всегда найдет выход из самой экстремальной ситуации и выйдет победителем. И дело не только в большом трудолюбии и принципиальности, инициативности и энергичности Анатолия Михайловича. Просто он — грамотный капитан, обладающий неоценимым опытом работы в условиях Арктики. И — не забудьте! — любящий свое дело, преданный ему с юных лет.

Профессионал с большой буквы

В последние годы среди задач ледокола «Адмирал Макаров» была работа в Татарском проливе, которая осуществлялась в рамках международного проекта «Сахалин-1». По условиям заключенного соглашения, до ноября 2016 года ледоколы ДВМП будут обеспечивать проводку крупнотоннажных танкеров типа Афрамакс (дедвейтом свыше 100 тыс. тонн) с сырой нефтью из порта-Де-Кастри. Выбор ледоколов «Адмирал Макаров» и «Красин» для обслуживания крупнейших международных проектов по добыче нефти и газа на шельфе Сахалина не случаен. Экипажи ледоколов в сложных ледовых условиях не раз успешно выполняли проводку судов снабжения к антарктической станции Национального научного фонда США «Мак-Мердо», навигацию судов в восточном секторе Арктики, проводку караванов по Северному морскому пути, проводку танкеров в замерзающий порт Приморск Балтийского бассейна. Исполнительный вице-президент EXXONMOBIL Джеймс Тэйлор отметил, что руководство компании от имени членов ассоциации проекта «Сахалин — 1» признает выдающиеся заслуги экипажей ледоколов «Адмирал Макаров» и «Красин» и благодарит за профессионализм и преданность, ведущих к безупречному выполнению морских операций во время зимней навигации 2006–2007 годов.

В августе 2013 года «Адмирал Макаров» выполнял миссию иного рода — в районе пролива Лонга ледокол обеспечивал безопасность мореплавания учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин» МГУ им. адм. Г. И. Невельского, которое совершало научно-образовательную экспедицию Дальневосточного плавучего университета в Восточный сектор Арктики. Об этом походе ледокола в отчетах экспедиции особо нигде не упоминалось, однако капитан Коваленко и не считал свой рейс чем-то выдающимся. Он понимал, что подобная учебно-производственная практика — прекрасная форма учебного процесса. А еще — огромное количество впечатлений, романтика морского путешествия. То, за чем когда-то он сам пересек полстраны и приехал на Дальний Восток.

Профессионал с большой буквы, Анатолий Михайлович и в других ценит именно это качество. Сейчас на ледоколе «Адмирал Макаров» 65 моряков. Дружный, сплоченный коллектив, более половины которого — моряки-ледокольщики. Из года в год они выходят в арктическую навигацию по проводке судов в северных морских широтах.

Правая рука капитана — инженер-гидролог Сергей Витальевич Дунаев. От его профессионализма, качества проведенной ледовой разведки в огромной степени зависит успешность выполнения ледовой проводки судов в условиях сплошного льда. Ну, а в целом успех работы ледокола зависит от честного выполнения своих должностных обязанностей каждым членом экипажа. Кстати, со многими Анатолий Михайлович работает немало лет, уверенный в их надежности: это старший помощник капитана Николай Андреевич Попов, второй помощник капитана Виктор Степанович Березин, помощник капитана по радиоэлектронике Дмитрий Александрович Рева, старший механик Геннадий Максимович Овчеренко…

После отпуска моряки с удовольствием возвращаются на судно, где их встречает требовательный, но заботливый командир. В минуты отдыха им будет чем поделиться друг с другом. А Анатолий Михайлович, может быть, расскажет, как в отпуске с удовольствием облагораживал дачный участок.

Указом Президента от 30 декабря 1995 года капитану А. М. Коваленко присвоено звание «Заслуженный работник транспорта России». Он также награжден нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте I степени, знаком «Почетный работник морского флота», знаком «Почетный полярник», золотым знаком «Заслуженный работник ДВМП». За заслуги в области морского транспорта решением Совета Союза российских судовладельцев (СОРОСС) от 5 апреля 2010 года награжден медалью СОРОССа.

27/11/13 – Журнал «Морской флот»

Вернуться к списку публикаций