Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
.
СМИ о компании

Никогда ни о чем не жалеть

26 апреля 2006
Владелец «Промышленных инвесторов» Сергей Генералов установил свои принципы бизнеса.

Заработанный на торговле акциями ЮКОСа капитал бывший топ-менеджер этой компании, бывший министр и бывший депутат Сергей Генералов сначала вкладывал в консервативные отрасли экономики — производство водки, морские перевозки, добычу угля. Но в последние два года Генералов, сосредоточившийся исключительно на инвестиционной деятельности в своей группе «Промышленные инвесторы», увлекся инновационными проектами — услуги авиатакси, солнечная энергия, биотехнологии. Основные активы группы — ДВМП и «Русский алкоголь» — Генералов готовит к выводу на западные фондовые биржи. О своих инвестиционных принципах он рассказал в интервью «Ведомостям».

— Как сейчас выглядит структура «Промышленных инвесторов»?

— Единого холдинга с общими акционерами в принципе не существует. «Промышленные инвесторы» — это группа компаний. Хотя существует и компания «Промышленные инвесторы», которая является управляющей для ряда наших проектов. У каждого из проектов — в транспорте, алкоголе, машиностроении — существует свой набор акционеров. Объединяет их лишь одно — это мое личное участие в размере не менее 50% плюс 1 акция.

— Но кто ваши партнеры в каждом из проектов?

— К сожалению, я не могу их назвать. Перед самым интервью я специально всех обзвонил и не получил согласия на это. Перед IPO компаний или вторичным размещением, как в случае с Дальневосточным морским пароходством (ДВМП), мы их обязательно раскроем. Хотя мой партнер в проекте Dexter, например, и так прекрасно известен. У нас в этой компании изначально было 75% минус 1 акция, у группы «Каскол» Сергея Недорослева — 25% плюс 1 акция. В ближайшее время он воспользуется своим опционом и увеличит собственный пакет до 50% минус 1 акция.

— Кто является бенефициаром управляющей компании «Промышленные инвесторы»?

— Бенефициаром являюсь я и будут являться ключевые менеджеры, обладающие опционами. Окончательно опционная программа еще не утверждена, это будет сделано в течение месяца-двух. Но, по сути, речь идет о том, что до 10 ключевых менеджеров группы должны получить акции управляющей компании в течение ближайших нескольких месяцев.

— О каком пакете идет речь?

— До 49%.

— А из чего складывается доход управляющей компании?

— Основной доход — эта плата за управление проектом. В принципе, существуют стандартные цифры для такого рода услуг. Ежегодно это от 2% до 3% от суммы инвестиций акционеров в проект. Плюс к этому — фиксированный процент от прибыли акционеров.

«Мы свои инвестиции делали интуитивно»

— «Промышленные инвесторы» всегда покупали активы по выбранной стратегии?

— Нет, не всегда. Где-то до конца 2002 г. мы свои инвестиции делали почти интуитивно.

— В их числе оказался и контрольный пакет акций ДВМП?

— Да. К тому моменту мы рассматривали возможность приобретения сразу нескольких предприятий. Проект ДВМП нам понравился больше других. Конечно, о нынешних перспективах его развития мы на тот момент не думали. Тогда мы просто увидели предприятие с теми же проблемами, которые были в конце 90-х в угольной отрасли: деньги уходили неизвестно куда, оборот был, перспективы были, а прибыли не было. Пароходство 10 лет работало с убытками. Поменяли команду менеджеров, разработали адекватную стратегию развития и начали работать. Появились и другие проекты — более или менее удачные. После этого мы почувствовали необходимость сформулировать для себя ряд стратегических принципов работы. И сейчас не делаем ничего, что не соответствовало бы этим принципам.

— Как тогда вписывается в вашу стратегию интерес к эстонским железным дорогам Eesti Raudtee?

— Интерес к этому предприятию появился в рамках стратегии развития ДВМП. Конкретную информацию приводить пока рано, поскольку еще не понятно, будет ли этот актив продан вообще. Нашим партнером в проекте является немецкая компания Transcare AG.

— В феврале «Промышленные инвесторы» выкупили на аукционе 19,8% госакций ДВМП и заявили, что-либо разместят эти акции на западной бирже, либо используют как «валюту для слияний и поглощений». О каких поглощениях идет речь?

— Наша стратегия предполагает постепенное превращение ДВМП из пароходства в интермодальную транспортную группу. Основное направление развития — контейнерные перевозки. Здесь есть три ключевых региона — Дальний Восток, Балтика и Черное море. Мы хотим осуществлять полный спектр контейнерных перевозок внутри страны и транзит между ними. Сейчас у нас есть сеть фидерных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке, которые осуществляет ДВМП. Есть совместная с РЖД транспортная компания «Русская тройка», которая везет груз из Владивостока и Находки по Транссибирской магистрали. Теперь нам нужен выход к морским контейнерным перевозкам на Черном море и на Балтике. Только за счет строительства нового флота мы, естественно, решить эту задачу не сможем. Нам нужны портовые активы и морские контейнерные линии. Так что будут слияния, поглощения и новое строительство.

— Жертвы уже намечены?

— Не жертвы, а партнеры. С будущими партнерами, в том числе зарубежными, ведутся переговоры.

«Если что-то делаешь, то делай лучше всех»

— Насколько в итоге должно вырасти ДВМП?

— За 3–4 года стоимость ДВМП должна вырасти с сегодняшних $600 млн до $2 млрд минимум. Кроме контейнерных перевозок, естественно, будет развиваться и второе ключевое направление бизнеса ДВМП — ледокольный сервис и перевозка грузов в сложных ледовых условиях. Сейчас у нас уже есть контракты с Exxon на обслуживание платформы Orlan и ледокольное сопровождение экспорта нефти в рамках проекта «Сахалин-1». В перспективе мы рассчитываем получить контракты на ледовое обслуживание других сахалинских проектов, проектов освоения арктического шельфа, добычи нефти в Баренцевом море. Предполагаем строить ледоколы на условиях частно-государственного партнерства.

— С танкерами работать не будете?

— Нет. Один из наших базовых принципов — если что-то делаешь, то делай лучше всех, а не становись 4-5-м в российской табели о рангах и 135-м — в мировой.

— Говорят, что ДВМП и РЖД обсуждают вариант совместной покупки или строительства терминалов за счет допэмиссии «Русской тройки». Так ли это?

— Да, такие переговоры с нашим партнером ведутся.

— Почему не сложились переговоры с владельцами Национальной контейнерной компании (НКК)? Ведь после такой сделки ДВМП могло решить свою стратегическую задачу — получить долю сразу в пяти контейнерных терминалах на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке.

— Мы свои предложения озвучивали акционерам НКК дважды — в прошлом году и в начале этого года. Но у них нет желания продавать. Я полагаю, это связано с тем, что сейчас — в условиях значительного роста грузооборота контейнеров — очень трудно правильно оценить этот бизнес, а также с тем, что часть акционеров предполагает остаться в этом бизнесе надолго.

— А Новороссийским портом вы тоже интересовались в рамках общей стратегии развития ДВМП?

— Да. Нас интересовала возможность стать его владельцами, выкупив доли всех акционеров. Но у Инвестсбербанка и «Уралсиба» было соглашение о преимущественном праве выкупа долей друг друга. Они решили его реализовать примерно на тех же условиях, которые предлагали мы.

— А вам предлагали продать ДВМП?

— Серьезных предложений не было. Только в виде шуточного разговора за бокалом вина. Компания не продается.

— У вас сейчас есть активы, которые вы хотите продать?

— Таких активов нет. Мы стремимся развивать все наши предприятия и привлекать для этого инвестиции. Планируем провести IPO «Русского алкоголя» и осуществить вторичное размещение акций ДВМП на западных биржах.

— А как же продажа «Агромашхолдинга» владельцу «Тракторных заводов» Михаилу Болотину?

— Это не продажа, а объединение активов в единый «Агромашхолдинг». Доли в этом холдинге пропорциональны стоимости активов, принадлежавших «Промышленным инвесторам» и «Тракторным заводам». Сейчас эти доли равны, но по мере присоединения других активов «Тракторных заводов» наша доля, конечно, станет меньше. По оценке и условиям присоединения новых активов переговоры еще не закончены. Конечно, есть вероятность, что если мы не договоримся, то примем решение о продаже нашей доли в «Агромашхолдинге» нашему сегодняшнему партнеру, но мы нацелены на то, чтобы договориться и развивать «Агромашхолдинг» вместе.

— Каких новых проектов нам ждать от «Промышленных инвесторов» в ближайшее время?

— Я не хотел бы о них говорить раньше времени.

— Но список перспективных отраслей существует?

— Да, это не секрет. Это секторы экономики, которые недооценены, имеют большой потенциал для роста и в которых, в принципе, возможно создание так называемого «национального чемпиона». В первую очередь это, конечно, транспорт и новые транспортные технологии. Огромные перспективы для этой отрасли дают большая территория и уникальное географическое положение России. Второе направление — современные технологии. То есть разработка и внедрение тех технологий, которые востребованы в России и за рубежом, но которые дешевле и проще реализовывать в России. Сюда можно отнести ресурсосберегающие технологии и технологии альтернативных источников энергии. Спрос на эти технологии, к сожалению, в основном за пределами России очень высок, а у нас есть сырье, относительно дешевая энергия, квалифицированные специалисты и большой научно-технический задел. Третье направление — пищевая индустрия. В первую очередь это сегмент высококачественных продуктов для здорового питания, которые пока в Россию в основном импортируются. Четвертый перспективный сектор — финансовый. Здесь тоже можно найти свою нишу, и у нас есть желание участвовать в развитии национальной финансовой системы.

— Какие конкретно сегменты на финансовом рынке вас интересуют?

— Думаю, что мы озвучим свои планы в этой области ближе к середине этого года.

— А такая модная сегодня тема, как недвижимость, вас не интересует?

— На сегодняшний день нет. Разного рода проекты рассматриваются и обсуждаются. Но могу сказать, что решения об инвестициях в недвижимость пока нет. Хотя не исключаю, что оно может быть принято. Мы понимаем, что эта отрасль может быть интересной.

«Ничего страшного в одномоторном самолете нет»

— Какие новые проекты уже запущены?

— Прежде всего проект региональных авиаперевозок Dexter, или проект авиатакси, как его все называют. Изначально эта идея принадлежала моему другу и партнеру Сергею Недорослеву (основной владелец группы «Каскол». — «Ведомости»). В 2004 г. мы начали изучать эту идею. В рамках этого проекта предстоит за 5–6 лет заново создать рынок, создать сеть маршрутов, по которым со времен развала СССР никто не летает. Окончательно мы определились к концу 2004 г., тогда идея превратилась в бизнес-план. Третья веха проекта — конец 2005 г., когда мы получили разрешение на начало полетов и зарегистрировали марку Dexter. Первый коммерческий полет с первой выручкой состоялся в марте этого года по маршруту Москва — Воронеж — Ростов — Анапа — Краснодар — Ростов — Воронеж — Москва.

— Большую выручку удалось получить?

— 440 000 руб.

— А кто летал?

— Руководство одного из крупнейших иностранных банков и их российские партнеры.

— Вы будете ориентироваться на крупных корпоративных клиентов?

— Да, это существенная часть клиентов Dexter. Сейчас Dexter предоставляет клиентам возможность полета по требованию, как обычное такси. В ближайшее время начнутся перелеты между парами городов в режиме «шаттл» — аналог маршрутного такси. Затем, после существенного расширения авиапарка, будем работать и по долгосрочным корпоративным контрактам. Сейчас спрос на услуги превышает возможности авиапарка, поэтому пока мы даже приостановили его рекламу. Но думаю, что к лету увеличение числа самолетов потребует усиления рекламных коммуникаций. В долгосрочной же перспективе — по мере развития рынка — мы можем добавить к сегодняшним шестиместным М101Т и более вместительные воздушные суда.

— А вы сами на М101 летали? Многие говорят, что страшновато летать на самолете с одним двигателем.

— Конечно, летал. Для людей знающих ничего страшного в одномоторном самолете нет, скорее наоборот. Статистика подтверждает, что процент крушений современных одномоторных самолетов значительно ниже, чем у двухмоторных. И этому есть простое объяснение. Если останавливается один из двух двигателей, самолет мгновенно разворачивает. В этот момент ключевым становится человеческий фактор — умение пилота справиться с ситуацией буквально в течение нескольких секунд. А если останавливается единственный двигатель, самолет просто продолжает планировать, и пилоту хватает времени, чтобы спокойно выбрать ровную площадку и приземлиться.

— В прошлом году «Проминвесторы» предложили государству вместе заняться развитием региональных аэропортов и выделить на это деньги госинвестфонда. Что сейчас с этим предложением?

— Мы работаем над этим проектом в тесном контакте с профильными министерствами. Реально, я думаю, эта работа закончится в этом году. Соответственно, в конкурсе на получение средств из инвестфонда мы будем участвовать только в следующем году.

— О какой сумме идет речь?

— Когда бизнес-план будет составлен, тогда и будем подавать заявку на конкретную сумму.

— Как появилась идея запустить проект «Солнечная энергия»?

— Спрос на такие технологии в Западной Европе очень высок. Особенно он поражает в Германии, где темпы роста этого сектора экономики — более 40% в год. А производственных мощностей, особенно по сырью, которые бы удовлетворяли этот спрос, уже сейчас не хватает. С предложением заняться этим бизнесом к нам обратилась группа профессионалов, которые уже давно разрабатывали проекты в этой области, во главе с Антоном Даниловым-Данильяном. Совместно мы подготовили бизнес-план такого производства, и сейчас идет его конкретная привязка к регионам и конкретным производственным площадкам. Логика выбора будет следующая: главное — не доступ к сырью, потому что его относительно просто завезти, главное — доступ к дешевой энергии. Для принятия окончательного решения — что мы покупаем, куда ставим, как подключаемся — нам потребуется еще 2–3 месяца. В целом же сам проект будет состоять из трех основных частей. Первая часть — производство поликристаллического кремния, который является сырьем для производства фотоэлементов (ФЭП) и солнечных батарей. Вторая часть проекта — создание производства ФЭПов. Третья часть проекта — сбыт продукции в Европе. Скорее всего это будет покупка существующего европейского игрока, потому что именно там пока находится основной рынок.

— Когда проект должен заработать?

— На строительство двух заводов нам потребуется три года. Общие инвестиции собственных средств в первую и вторую части проекта — $55 млн. Окупаемость с момента старта — еще четыре года.

— У вас никогда не было сожалений по поводу того, что в свое время что-то не купили или что-то продали, к примеру те же угольные активы?

— Никогда. Мысли, конечно, подобные бывают: «Эх, купил бы я тогда», «Знал бы я тогда». Но я в себе выработал привычку ни о чем никогда не жалеть. А по углю, конечно, мы видели, что отрасль идет в направлении консолидации. Вопрос был в том, есть у нас, как у собственников, силы самим развивать предприятие, выдерживая конкуренцию с другими участниками рынка, или нет. Есть ли у нас ресурсы противостоять тому же МДМ? В первую очередь финансовые, конечно, во вторую — организационные. Организационные у нас были, а финансовых было явно недостаточно. Поэтому и было принято решение о продаже.

— Снова заняться политикой не планируете?

— Точно нет. В свое время я пришел из бизнеса в политику, потом — из политики в бизнес. Могу сказать, что всегда чувствовал себя в политике достаточно некомфортно. Поэтому для себя я принял решение заниматься только чем-то одним, а именно тем, что нравится. Мне нравится заниматься бизнесом.

---------------------------------------

БИОГРАФИЯ

Сергей Владимирович Генералов родился в 1963 г. в г. Симферополе. В 1986 г. окончил Московский энергетический институт (МЭИ), а в 1991 г. — аспирантуру этого института. В 1986—1988 гг. работал инженером в МЭИ. В 1991—1992 гг. — коммерческий директор научно-производственного предприятия «Фирма Тет». В 1992—1993 гг. — зампред правления Нефтяного инвестиционно-производственного банка (Нипебанк). В 1993 г. — начальник управления по работе с клиентами Промрадтехбанка. С 1993 г. работал в ЮКОСе — исполнительным директором по экономике и финансам, затем вице-президентом по финансам и ценным бумагам, старшим вице-президентом. В 1997 г. стал зампредом правления банка «Менатеп» и членом объединенного правления группы «Роспром-ЮКОС». С апреля 1998 г. по май 1999 г. — министр топлива и энергетики. В 1999 г. возглавил Центр стратегических исследований в ТЭКе. С декабря 1999 г. по декабрь 2003 г. — депутат Госдумы от Красноярского края, входил во фракцию СПС. С 2004 г. возглавляет группу «Промышленные инвесторы». В «золотой сотне» журнала Forbes занимает 96-е место с капиталом $470 млн.

О КОМПАНИИ

Группа «Промышленные инвесторы» создана в 2000 г. В ее состав входят фонд прямых инвестиций и управляющие компании. Под управлением группы находятся 82% акций ДВМП, 100% группы «Русский алкоголь», 75% «Авиа Менеджмент Груп», по 100% «Русского торфа» и «Русских биотехнологий», а также 97% ГОК «Маднеули» и 100% компании «Кварцит» в Грузии. До начала 2006 г. группа контролировала 100% акций «Агромашхолдинга». По данным «Проминвесторов», суммарная выручка всех компаний под ее управлением в 2005 г. превысила $1 млрд. Основной бенефициар группы — Сергей Генералов.

Вернуться к списку публикаций