Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
Публикации за период
.
СМИ о компании

«Наша цель — перевести в отечественные порты …» Интервью с президентом Национальной контейнерной компании Аленой Ашурковой

24 Октября 2007
Национальная контейнерная компания (НКК), крупнейший оператор контейнерных терминалов в России и СНГ, впервые обнародовала аудированную финансовую отчетность по международным стандартам. За первое полугодие этого года доходы компании возросли на треть, до 130 млн долл., а в развитие терминалов было вложено почти 60 млн долл. О планах и перспективах развития компании корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК рассказала президент НКК АЛЕНА АШУРКОВА.

- Алена Мирославовна, каковы финансовые итоги работы компании в первом полугодии этого года?

— В первом полугодии 2007 года выручка НКК составила порядка 130 млн долл., что на 35% больше, чем в первом полугодии 2006-го, EBITDA — 88 млн долл. То есть очевидно, что первая половина 2007 года для нас сложилась благоприятно.

- За счет чего были достигнуты эти результаты?

— НКК сейчас находится на этапе агрессивного роста. В этот период очень важно правильно построить систему планирования. При разработке стратегии развития НКК на 15 лет мы провели маркетинговые исследования, которые показали высокие темпы роста рынка контейнерных перевозок в России — 28-30% в год. Была спланирована единая программа развития терминалов НКК в соответствии с ростом контейнерного грузопотока, проходящего по территории России. В соответствии с этими прогнозами были вложены инвестиции в строительство, развитие и поддержание инфраструктуры наших терминалов. Теперь мы видим, что инвестиции оказались верными, принесли нам прибыль.

- Сколько составили инвестиции компании за прошедшие полгода?

— В первом полугодии 2007 года НКК инвестировала 58,5 млн долл. Больше всего вложений было сделано в развитие Первого контейнерного терминала (ПКТ) в Санкт-Петербурге — 20,5 млн долл. На строительство нового контейнерного терминала в порту Усть-Луга, самого масштабного на данный момент проекта по строительству портовой инфраструктуры в России, было направлено 16,5 млн долл. Это та часть, которую по плану должна была вложить НКК как частный инвестор.

- Каковы дальнейшие планы НКК по развитию контейнерных терминалов?

— Сегодня программа развития НКК предполагает модернизацию трех наших действующих контейнерных терминалов, а также продолжение строитель?ства терминала в Усть-Луге и сухопутного терминала в Шушарах. До 2019 года нами запланированы инвестиции в объеме 1,7 млрд долл.

Мощность самого крупного из дей?ствующих объектов — Первого контейнерного терминала — мы предполагаем увеличить до 1,6 млн TEU уже в следующем году. Инвестиции в его развитие составят более 100 млн долл. и будут направлены на замену устаревшей техники на более современную, с более высокой производительностью, а также на развитие складских площадей.

Строительство терминала в Усть-Луге мы будем осуществлять в три этапа, по завершении которых пропускная способность терминала составит 500 тыс., 1,5 млн и 3 млн TEU соответственно, причем на уровень 1,5 млн TEU мы рассчитываем выйти уже в 2009 году. В этом году мы намерены завершить строительство причалов, временной инфраструктуры и создание тыловой территории, прилегающей к причалам. Общий объем инвестиций в развитие этого терминала составит порядка 800 млн долл.

- Планирует ли компания строительство или покупку других терминалов?

— Да, мы планируем расширяться. Приоритетный регион нашего развития — Россия, причем в большей степени северо-запад. Наша цель — перевод в российские порты российских внешнеторговых грузов, проходящих сейчас транзитом через терминалы Финляндии и Прибалтики. Второе направление — это привлечение транзитных грузов, которые сегодня следуют через порты Финляндии, Прибалтики и Украины в страны СНГ, не имеющие морских портов, — Казахстан, Узбекистан и другие.

- Где именно НКК было бы интересно получить новые терминалы?

— В обозримом будущем основной прирост контейнерооборота ожидается на Балтике и Черном море. Поэтому мы для себя определили эти регионы как приоритетные.

- Ведутся ли уже какие-то переговоры на эту тему?

— Пока я не хотела бы рассказывать какие-либо подробности.

- В конце сентября НКК начала строительство логистического комплекса в Шушарах под Санкт-Петербургом стоимостью 250 млн долл. Какие планы компания связывает с этим комплексом?

— Терминал в Шушарах позволит прежде всего увеличить пропускную способность Первого контейнерного терминала в морском порту Санкт-Петербурга. Контейнеры из порта будут доставляться в Шушары по железной дороге и автотранспортом, там складироваться и выдаваться клиенту уже с этого терминала. В дальнейших планах НКК превратить сухопутный контейнерный терминал в Шушарах в полноценный логистический центр северо-запада со складами и комплексами оптовой торговли. На первом этапе инвестиции в терминал запланированы в размере 85 млн долл. После завершения этого этапа там можно будет единовременно хранить 10 тыс. TEU груженых и 4,5 тыс. TEU порожних контейнеров.

- Планируете ли вы строительство других сухопутных терминалов?

— В конце этого — начале следующего года мы собираемся подробно рассмотреть возможные инвестиции в наземные терминалы и после этого, вероятно, займемся строительством терминально-логистических комплексов либо самостоятельно, либо в коалиции или альянсе с уже существующими игроками этого рынка.

- Каким образом компания планирует финансировать свои многочисленные инвестпроекты? Намерена ли привлекать ресурсы на финансовых рынках?

— Пока мы используем для развития только банковские кредиты. Финансовое положение нашей компании позволяет привлекать средства для реализации инвестпроектов на достаточно выгодных условиях. О перспективах использования других инструментов говорить рано.

- Каковы ваши планы по заимствованиям на ближайшие годы?

— До 2019 года объем заимствований НКК будет составлять ежегодно порядка 200 млн долл.

- Планирует ли НКК привлекать партнеров для развития своих терминалов или продажи части активов?

— У нас есть несколько партнеров. С группой компаний «Дело» мы довольно успешно развиваем терминал НУТЭП в Новороссийске. Терминальный оператор Eurogate также наш давний партнер. НКК и Eurogate подписали официальный меморандум о взаимодействии и обмене долями в наших портах Усть-Луга и Вильгельмсхафен. Других переговоров на подобные темы мы пока не ведем.

- Планирует ли НКК осваивать какие-то совершенно новые для себя сферы деятельности?

— Нет, не планируем. Мы и так осваиваем достаточно молодой для России вид бизнеса — строительство и развитие контейнерных терминалов. Кроме того, со времен СССР на постсоветском пространстве не было построено ни одного нового порта, ни одного специализированного контейнерного терминала. Инфраструктура, которая была построена в те времена, оказалась зажата в городских районах.

- Какова в этих условиях стратегия развития компании?

— Стратегия наша состоит в том, чтобы создать инфраструктуру, объединяющую морские порты и наземные терминалы, которая будет полностью отвечать потребностям рынка контейнерных перевозок, то есть развиваться вслед за органическим ростом контейнерного грузопотока, проходящего по территории России, и способствовать привлечению дополнительных грузопотоков. При этом одна из наших задач — обеспечить связь морских и сухопутных терминалов с помощью системы железнодорожных и автомобильных маршрутов, организованных в рамках единой информационной системы. Таким образом, мы получим «бесшовную» логистиче?скую цепочку, эффективно работающую в интересах наших клиентов.

- Что, на ваш взгляд, мешает развитию компании? Какие меры со стороны государства способствовали бы развитию контейнерного бизнеса?

— На мой взгляд, пока государство не так активно инвестирует средства в развитие портовой инфраструктуры, как это происходит в соседних странах. Здесь нам хотелось бы получить больше поддержки. Второй момент более радостный. Наконец принят закон о морских портах, которого все участники рынка так давно ждали. Он должен наконец установить понятные правила взаимодействия сторон в рамках государственно-частного партнерства, на основе которого, например, строится наш контейнерный терминал в Усть-Луге. Также закон должен определить статус морских портов во взаимоотношениях с клиентами, регулирующими органами и т.д. Все это, безусловно, очень поможет развитию отрасли. Кроме того, необходимо упростить процедуру подготовки и согласования договоров аренды государственной собственности в портах. Что касается НКК, в этом случае поддержка может выразиться и в ускорении подписания договоров аренды на терминалах ПКТ и в Усть-Луге. Мы ждем от государства движения навстречу, ведь сегодня развитие отрасли не только отвечает целям государственной политики модернизации экономики, но и способствует ее успешной реализации. Алена Ашуркова родилась 28 февраля 1972 года. В 1995 году окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1994 по 1996 год работала в компании Deloitte & Touche. В 1996-1998 годах — в инвестиционных компаниях «Альянс-Менатеп» и Sovlink. С 1998 года занимала должность директора по развитию и инвестициям ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». С 2002 года управляющий финансами группы компаний First Quantum и вице-президент по развитию и инвестициям Национальной контейнерной компании. С декабря прошлого года президент НКК. Замужем, воспитывает дочь.

РБК Daily

Вернуться к списку публикаций