Личный кабинет MY FESCO
Авторизация
Неверно заполнен логин
Пожалуйста, укажите свой логин
Неверный пароль
Введите пароль
Меню
Меню
Публикации за период
.
СМИ о компании

Владимир Корчанов о безопасности мореплавания: «Три кита безопасности»

25 Сентября 2013

Сегодня транспортная группа FESCO стала одним из крупнейших в России собственников и операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом, преимущественно сфокусированным на интермодальных перевозках контейнерных грузов. Большая часть операций группы сосредоточена на Дальнем Востоке России, что позволяет FESCO получать дополнительные преимущества от участия в динамично растущих объемах торговых операций между Россией и странами Азии. Создана же была транспортная группа на базе Дальневосточного морского паро-ходства — судоходной компании, которая в этом году отметила свое 133-летие.

Владимир Корчанов, первый вице-президент ОАО «ДВМП»

Ключевые принципы

Безопасности мореплавания в FESCO всегда уделялось большое внимание. Больше того — ключевые принципы деятельности нашей судоходной компании можно в концентрированном виде выразить двумя словами: БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО. Приоритеты эти родились, конечно же, не сегодня. За безопасность мореплавания человечество бьется столько, сколько существует само мореплавание.

Во все времена морской труд изначально и по определению от носился к категории опасных. Какими бы суперсовременными ни были технические решения, как бы ни были точны метеорологические прогнозы, океан остается в первую очередь стихией. И потому знающие специфику морской профессии люди никогда не желают морякам скорого возвращения домой, а желают счастливого возвращения.

Тем не менее надо честно при-знать, что героизм и романтика, в былые времена окутывавшие профессию моряка, в последние десятилетия уступили место, как и во многих других видах деятельности, современным технологиям. Безопасность мореплавания стала объектом пристального внимания самых авторитетных международных организаций. А уровень ответственности в этой области вырос настолько, что любая судоходная компания, нарушающая или просто не успевшая выполнить установленные стандарты, может быть подвергнута остракизму практически в любом порту мира. Принципиальность мирового морского сообщества в этих вопросах в комментариях не нуждается.

В Дальневосточном морском пароходстве в последние годы яснее, чем прежде, стала необходимость системного подхода в сфере обеспечения безопасности, проступило стратегическое значение увязанных между собой принципов для радикального обновления критериев оценки деятельности всех подразделений компании.

Важность создания системы контроля этих принципов оказалась столь очевидной, что в 2003 году руководством ОАО «ДВМП» было принято решение о поэтапной раз-работке интегрированной системы управления (ИСУ)».

ИСУ: сегодняшний день

Сейчас в ИСУ объединены и интегрированы четыре системы управления, а именно:

  • Система управления безопасностью в соответствии с между-народным кодексом управления безопасностью (МКУБ).
  • Система менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008.
  • Система экологического менеджмента в соответствии с требованиями МС ИСО 14001:2004.
  • Система управления охраной труда и здоровьем персонала в соответствии с требованиями российского законодательства и международной спецификации OHSAS 18001:2007.

Одним из основополагающих документов ИСУ является «Политика компании в области безопасности, качества и охраны окружающей среды». Этот небольшой, но емкий документ призван стать повседневным руководством к действию для каждого работника компании. После его принятия подход к решению вопросов безопасности, качества и охраны окружающей среды становится единым и системным, а ответственность за проведение в жизнь политики качества возлагается на каждого сотрудника компании.

Со времени внедрения ИСУ прошло немало лет, а подходы к проблемам безопасности мореплавания актуальны и сейчас. Интегрированная система управления за это время развилась, укрепилась, была адаптирована к новым версиям международных стандартов, про-шла многочисленные проверки и сертификации и сегодня является действенным инструментом высшего руководства при принятии управленческих решений.

Совершенствование системы управления безопасностью ОАО «ДВМП» (СУБ) — непрерывный процесс, в который вовлечены все уровни управления компании. Процедуры СУБ предусматривают различные пути улучшения процессов управления безопасностью судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Основным инструментом усовершенствования СУБ ОАО «ДВМП» является анализ процедур и их выполнения, который регулярно проводится работниками департамента безопасности и качества компании при внутреннем аудите судов и береговых подразделений.

Аудит выявляет системные недостатки функционирования СУБ, которые анализируются для определения способов их предотвращения в будущем.

Например, при смене капитанов представляется доклад о функционировании СУБ на судне за период работы капитана. Капитаны выступают с предложениями о совершенствовании процедур с учетом особенностей портов захода — местного законодательства, взаимодействия с портовыми властями, природных условий и т. д.

Для вовлечения работников компании всех уровней в процесс совершенствования СУБ была разработана процедура докладов о несоответствиях. Любой работник ОАО «ДВМП», участвующий в процессах СУБ, может воспользоваться специальной формой доклада и сообщить о выявленных несоответствиях или предложить меры по совершенствованию системы.

В течение года в специально созданной корпоративной базе аккумулируется информация о прохождении судами различных проверок — Port State Control, Flag State Control, проверки контролирующими органами РФ. Выявленные замечания заносятся в базу, затем подвергаются статистическому и качественному анализу. Работники своевременно информируются о появлении новых требований к судам, на основе этой информации выносятся предложения по корректировке документации СУБ.

Когда появляются новые требования, проводится обязательное ознакомление с ними командного состава каждого судна. Ежегодно готовится доклад о функционировании СУБ, который помимо анализа при-веденной выше информации включает самооценку системы управления безопасностью по методике Российского морского регистра судоходства. Доклад рассматривается в рамках заседания рабочей группы ИСУ, где обобщаются предложения по совершенствованию процессов СУБ, после этого доклад с предложениями представляется на рассмотрение и утверждение высшему руководству ОАО «ДВМП».

Последние изменения

В мае 2013 года в рамках оптимизации структуры управления ОАО «ДВМП» под единое руководство были собраны технический департамент, департамент безопасности мореплавания, департамент безопасности и качества и департамент крюинга. В результате системным изменениям подверглись все процессы: внутри вновь сформированной команды были оптимизированы информационные потоки и обозначены новые цели. Таким образом, был сделан шаг в сторону повышения эффективности взаимодействия офиса и флота, возросла оперативность принятия ежедневных управленческих решений.

При всех системных изменениях приоритетом остается задача поддержания высокого уровня безопасности мореплавания, ведь этот показатель является одним из важнейших критериев оценки компании морской отрасли. Основными критериями безопасности мы считаем сохранение жизни и здоровья работников, охрану окружаю-щей среды и безопасную доставку вверенного груза.

Суда компании оснащены со-временными средствами навигации и связи, отвечающими всем между-народным требованиям. Ведется постоянная работа по актуализации судовых коллекций карт и пособий для обеспечения навигационной информацией. Для этого используются электронные системы извещений мореплавателей как для коллекций УНиО МО, так и для British Admiralty Collection, что позволяет нашим судоводителям своевременно производить корректировку независимо от того, где находится судно.

Если говорить о гидрографическом обеспечении, то в зарубежных водах оно налажено хорошо. К сожалению, управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ, похоже, переживает не лучшие времена. В этом году не были изданы «Морской астрономический ежегодник» (книга № 9002), «Таблицы приливов» (книга № 6002), которые особенно важны при заходе наших судов в дальневосточные порты. Например, в Магадане время постановки судна с большой осадкой к причалу и своевременный отвод от причала необходимо точно рассчитать в зависимости от полной воды, так же как и проход бара реки Анадырь, выгрузку баржами на необорудованный берег при снабженческих рейсах. Арктическое побережье Дальнего Востока в недостаточной мере оборудовано средствами навигационного обеспечения, на трассе Северного морского пути не работает ряд маяков, створные знаки в портах и портопунктах. Все это негативно влияет на безопасность мореплавания.

Наставничество по-прежнему в почете

Работа, направленная на предотвращение инцидентов, в нашей компании основана на качественной подготовке плавсостава. Одним из наиболее действенных видов обучения является наставничество. Наши специалисты анализируют опыт других судоходных компаний, изучают потенциальные риски, оказывают мореходам поддержку в нестандартных ситуациях, в которых при отсутствии специальных знаний и опыта сложно ориентироваться. Оперативная работа ведется непрерывно. В любое время суток в сложной ситуации капитаны обращаются к нашим наставникам, которые самостоятельно дают консультации или помогают связаться с сотрудниками других подразделений. В планах — дальнейшее развитие персонала и улучшение взаимодействия между офисом и флотом. Наш диалог становится все более профессиональным, активным и открытым, мы сообща снижаем уровень риска, что помогает предотвращению аварий и повышению эффективности работы системы управления безопасностью.

Большое внимание уделяется подбору и подготовке кадров. Знания, профессионализм и сплоченная работа экипажа — это три кита, на которых зиждется безопасность мореплавания. Знания приобретаются в процессе учебы, профессионализм — результат многолетнего опыта применения знаний на практике, а сплоченность — результат ежедневной работы и тренировок.

Подготовка экипажа начинается задолго до его формирования — с начальных курсов морских учебных заведений. Преемственность — лучший проводник на пути к профессионализму. Она достигается при тесном взаимодействии производственников с учебными заведениями. Во все времена эти принципы подготовки моряков работали с четкостью отлаженного механизма, но с появлением возможности у выпускников сразу после окончания государственных морских учебных заведений уходить работать к иностранным судовладельцам механизм стал давать сбои, и флот российский недополучает специалистов, подготовленных на средства, выделенные из государственного бюджета на основании встречных заявок самих морских учебных заведений и заявок российских судоходных компаний по подготовке специалистов.

Пополнение плавсостава нашей компании осуществляется несколькими путями:

1. Размещение заявок в морских учебных заведениях и учебно-тренажерных центрах на обучение специалистов по тем или иным необходимым специальностям. Выпускники проходят практику на судах компании с последующим закреплением в плавсоставе.

2. Вольный наем.

3. Целевая подготовка специалистов через заключение 2- или 3-сторонних контрактов с курсантами морских учебных заведений.

4. Привлечение офицеров ВМФ, уволившихся в запас или попавших под сокращение.

Подготовку и обучение своих моряков компания осуществляет на курсах и тренажерах НОУ ДПО «Владивостокская мореходная школа», МГУ им. адм. Г. И. Невельского, НОУ СПО «Владивостокский морской техникум», НОУВПО «Дальневосточный институт коммуникаций», УТЦ «ПРИСКО», МУТЦ «ГМА им. адм. С. О. Макарова», ЗАО «Учебный центр».

Про выпускников, проходивших целевую подготовку и практику на судах компании, можно сказать, что молодые специалисты сразу готовы занимать должности младшего командного состава, т. к. в период учебы проходили поэтапную практику, начиная с должностей практикантов, потом матросов и мотористов и заканчивая должностями учеников механика, штурмана и электромеханика. Причем курсанты, обучающиеся в закрытых морских учебных заведениях, более подготовлены для работы в море в составе экипажей, чем выпускники тех же специальностей, но обучавшиеся как студенты.

Безопасность — требование для всех

В завершение отмечу, что цели, обозначенные для FESCO в области обеспечения безопасности, регламентируются специальным положением, названным «Политика компании в области безопасности, качества и охраны окружающей среды». Согласно этому документу «обеспечение безопасности, предотвращение несчастных случаев, сохранение жизни людей и охрана окружающей среды являются приоритетной и основной обязанностью каждого работника». Работники компании не только сами выполняют требования «Политики…», но и требуют соблюдения норм безопасности от деловых партнеров. Именно в таком комплексном подходе, на мой взгляд, и заключается успешная и безопасная работа транспортной компании.

В статье использовались материалы из книги «ДВМП: Рейс длиною в 125 лет».

Журнал «Морской флот»

Вернуться к списку публикаций