Контейнеры выбирают маршрут

07 июня Гудок
За счёт огромной грузовой базы, прежде всего товаров из Китая, количество контейнерных поездов, курсирующих между КНР и Европой, постоянно увеличивается. Пока за грузы конкурировать не приходится – их хватает буквально всем игрокам логистического рынка. По оценкам одного из флагманов рынка, АО «Объединённая транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), потенциал железнодорожной инфраструктуры Евразийского экономического союза позволяет переключить до 5% от общих объёмов контейнерных перевозок в сообщении Азия – Европа – Азия, что составляет 1 млн TEU в год.
Основное требование к сухопутным маршрутам для ключевых отправителей – доставка контейнеров от Китая, Кореи или Японии до границы Евросоюза за семь дней, считает президент Евро-Азиатской логистический ассоциации (ЕАЛА) Николай Титюхин. «Достижение оборота в 1 млн TEU по железнодорожному маршруту Китай – Европа – Китай к 2020 году более чем возможно, – считает глава ЕАЛА. – Сами китайцы говорили об этом ещё два года назад. Для этого необходимо продолжение развития инфраструктуры, главным образом сети мультимодальных логистических центров по ходу маршрута. Кроме того, необходима консолидация усилий всех звеньев логистической цепочки. Насколько мне известно, ОТЛК в настоящее время готовит соглашение с китайскими партнёрами, согласно которому китайцы получат полный доступ к терминальной сети объединённой компании. Учитывая рост числа регулярных поездов, это вполне реальная задача».

Сейчас ОТЛК (совместный проект России, Белоруссии, Казахстана) обслуживает 33 регулярных сервиса – как в направлении Китай – Европа, так и в обратном направлении. Объёмы перевозок на базовых маршрутах растут с каждым годом. Если в 2015 году перевезено 47,6 тыс. TEU, то в 2016 году – 101 тыс. TEU, отправлено более 1,1 тыс. поездов. Прогноз на этот год составляет порядка 137 тыс. TEU. Сейчас ОТЛК прорабатывает проект транзита контейнерных поездов из Китая в Европу через погранпереходы Калининградской железной дороги.

В свою очередь, «дочка» ОАО «РЖД» – АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) – развивает транзитные перевозки совместно со своей дочерней компанией Far East Land Bridge (FELB). Перевозки осуществляются через три погранперехода – казахский Достык и российские Забайкальск и Наушки. Компания обслуживает 19 маршрутов, в том числе Сучжоу – Варшава, Чжэнчжоу – Гамбург, Иву – Колядичи и другие. Общий объём транзитных контейнерных перевозок РЖДЛ и FELB в 2016 году составил 73,2 тыс. TEU (833 поезда). В первом квартале 2017 года этот показатель составил 22,5 тыс. TEU, или 237 поездов.

Другое дочернее предприятие РЖД – ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» – привлекает на свою инфраструктуру транзит в европейском направлении. В частности, ЮКЖД обслуживает маршрут Тегеран/Тебриз (Иран) – Ерасх (Армения) – Поти/Батуми (Грузия) – Констанца (Румыния). В ближайших планах компании организовать сервис по доставке контейнерных грузов по маршруту Дели/Кавачи/Нава-Шева (Индия) – Бендер-Аббас (Иран) – Тегеран – Ерасх – Поти/Батуми – Констанца.

Ещё один российский оператор контейнерных перевозок – Транспортная группа FESCO – работает на пяти транзитных маршрутах, в их числе FESCO Bukhara Shuttle – порты Юго-Восточной Азии – Владивосток – Каракуль (Узбекистан) и FESCO Tashkent Shuttle – по тому же пути, но назначением в Ташкент (Узбекистан).

Надо отметить, что через Казахстан контейнерные грузы идут не только в Россию и далее в страны Евросоюза, но и на рынки Персидского залива – в Иран через территорию Туркменистана.

По территории Эстонии контейнерные поезда из Москвы, Ворсино (Калужская обл.), Екатеринбурга и КНР следуют в порты Таллин и Мууга. Латвийская компания LDz Logistika планирует принять уже второй тестовый поезд Чжэцзян (Китай) – Рига (Латвия) – Гамбург. Параллельно совместно с индийскими грузоотправителями готовится организация поезда Мумбай (Индия) – Рига. Кроме того, АО «Литовские железные дороги» уже заручилось поддержкой ОТЛК: в апреле компании подписали договор о сотрудничестве при организации транзитных контейнерных перевозок через Литву. В соответствии с документом поезда из Чунцина и Ляньюнгана в Антверпен и Милан предполагается отправлять не через Брест (Белоруссия), а через литовский Шяштокай.

Материалы по теме

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.