/ru/

Азбука доставки

Азбука доставки

Чтобы успешно отправить груз по железной дороге, грузовладельцу важно правильно выбрать тип перевозки и указать соответствующий товару код в сопроводительных документах. Для этого необходимо знать, как и в чём возят различные товары, разбираться в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов и понимать, как формируется провозная стоимость. Неверно составленная для транспортной компании заявка может привести к серьёзному штрафу, а иногда и к аресту груза.

Вагонное разнообразие

Железнодорожная перевозка — один из самых востребованных способов доставки грузов, на поезде можно перевезти в целости и сохранности практически всё. Главное — правильно подобрать вагон под товар.

Азбука доставки

В зависимости от особенностей конструкции грузовые вагоны можно разделить на восемь основных типов:

  • Крытые вагоны
  • Полувагоны
  • Цистерны
  • Универсальные платформы
  • Фитинговые платформы
  • Изотермические вагоны
  • Лесовозные платформы
  • Прочий специализированный подвижной состав

  • К последнему типу относятся, например, автомобилевозы, минераловозы, окатышевозы, вагоны-самосвалы (думпкары), саморазгружающиеся хоппер-вагоны, транспортёры и почтово-багажные вагоны.

    Такое разнообразие позволяет добиться оптимальных условий перевозки, погрузки и выгрузки любого товара. Однако и здесь существуют определённые ограничения, диктующие что можно возить в вагонах конкретного типа, а что нет.

    Рисунок в тексте

    Иллюстрация Так, крытые вагоны предназначены для перевозки дорогостоящих, тарно-штучных и тарно-упакованных грузов, зерна и всего, что нуждается в защите от контакта с окружающей средой.


    Рисунок в тексте

    Иллюстрация В полувагонах (вагонах без крыши) возят лес, руду, щебень, песок, прокаты металлов и другие грузы, на которые окружающая среда не оказывает особого влияния.



    Рисунок в тексте

    Иллюстрация Универсальные платформы используют для перевозки негабаритных грузов, различной техники, железобетонных и металлических конструкций, рулонной стали и оборудования для промпредприятий.


    Рисунок в тексте

    Иллюстрация Контейнеры, в которых можно перевозить практически любые грузы: от автомобилей до мешков с зерном, возят на фитинговых платформах, а наливные грузы — в цистернах.



    Рисунок в тексте

    Иллюстрация Изотермические вагоны предназначены для продуктов питания, при транспортировке которых необходимо соблюдать определённый температурный режим — это мясо, рыба, масло, фрукты, овощи, бутилированная вода и т.д. Такие вагоны могут «держать» как минусовую, так и плюсовую температуру и разделяются на несколько подтипов. Есть обычные рефрижераторные вагоны, а есть вагоны-термосы, которые не имеют рефрижераторной установки, но могут поддерживать заданный при погрузке температурный режим благодаря своей конструкции — утолщённым стенкам из специальных материалов. Такие вагоны используются для перевозки скоропортящихся продуктов. Также есть вагоны-ледники, где температура поддерживается за счёт льдосоляной смеси, загружаемой в специальные танки.

    И вот тут возникает интересный нюанс. Железная дорога регламентирует список грузов, которые нужно возить при определённых температурах. Простой пример — бутилированную воду и консервы можно перевозить только при «плюсе», иначе тара взорвется. В тёплое время года грузовладелец может отправить данный товар в обычном крытом вагоне, а вот зимой уже придётся заказывать изотермический. Для отправителя это выходит дороже, но иначе перевозку не оформишь.

    Самый современный и надёжный способ перевозки скоропортящихся товаров — рефрижераторные вагоны, в которых продукты можно возить круглогодично.

    Типизация контейнеров


    Доля контейнерных перевозок в общем грузопотоке растёт не только в России, но и во всём мире. Мировой контейнерный рынок ежегодно увеличивается и насчитывает уже более 200 млн TEU, при этом доля России в этом объёме — всего 3%, что говорит о большом потенциале страны для развития этого сегмента. Также расширяется и перечень контейнерных грузов, которые можно перевозить в том числе и по железной дороге. Соответственно и типов контейнеров становится больше, так как некоторые грузы требуют особого строения этой тары.

    Самый распространенный тип контейнеров — универсальный крупнотоннажный контейнер. Он представляет собой металлическую коробку, которая может быть разных размеров, но в основном это 20 и 40 футов. Длина 20-футового контейнера составляет 6 метров, в него помещается 11–12 европалет. Длина 40-футового — 12 метров, в нём можно перевезти 24 европалеты. Кстати, самый распространённый вид контейнера в международной логистике — 20-футовый контейнер. Объёмы перевезённых грузов принято считать именно в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), по-английски — Twenty-foot Equivalent Unit (TEU). В России 20-футовые контейнеры в основном используются для перевозки тяжёлых грузов сырьевого сектора: металлов, руды и прочих. Для доставки лёгких, объёмных грузов и товаров народного потребления в основном используют 40-футовые контейнеры, вместимость которых составляет 70 кубометров.

    У универсальных контейнеров существует своя градация. DC (Dry Cube) — это стандартный контейнер. HC (High Cube) — это контейнер с бо́льшей вместимостью по высоте. PW (Pallet Wide) — контейнер чуть шире стандартного, в нём европалеты размещаются по ширине (в DC и HC они грузятся по длине). PW-контейнеры очень распространены в европейской части мира. В России таких контейнеров немного, из-за этого иногда возникают проблемы, так как европейские компании не любят выпускать эти контейнеры из портов на железную дорогу. В активах FESCO находится порядка 120 PW-контейнеров, это позволяет компании соблюдать все европейские стандарты погрузки при работе с определёнными клиентами.


    Азбука доставки

    Тип контейнеров с открытым верхом (Open Top) предназначен для перевозки инертных грузов: щебня, песка, угля и других. По своему назначению такие контейнеры сравнимы с полувагонами.

    Также существуют изотермические контейнеры для перевозки замороженных и скоропортящихся грузов. На рынке есть автономные рефрижераторные контейнеры со встроенной холодильной установкой, а есть такие, где температура регулируется с помощью навесного дизельного генератора GenSet. Без него эти контейнеры могут сохранять необходимую температуру только некоторое время за счёт утолщенных стенок.

    Танк-контейнеры — это цистерны, укреплённые в жёсткой стальной раме. В них перевозят жидкие грузы и сжиженные или сжатые газы. FESCO в работе с наливными грузами также использует технологию перевозки во флекситанках. Эта тара представляет собой эластичную цистерну-вкладыш, выполненную из специальных полимерных материалов и размещённую в обычном контейнере. Отправка таким способом существенно сокращает транзитное время груза, потому что ему не требуется перетарка. Во флекситанках перевозят патоку, растительные масла, вино, концентраты и экстракты, минеральные масла, растворимые краски, моющие средства, бытовую химию и многое другое.
    По железной дороге контейнеры отправляются в составе контейнерных поездов. Их длина может составлять от 57 до 71 условного вагона, а иногда и больше, в зависимости от разрешающей телеграммы РЖД. Один условный вагон — это единица измерения, равная 13,92 м. Именно такую длину имеет полувагон — самый распространённый тип вагона на сети РЖД. Контейнерные поезда следуют от станции отправления до станции назначения без расформирования в пути.

    Выбор кода

    Азбука доставки
    При отправке груза по железной дороге в сопроводительных документах необходимо указать код Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ). Всего существует порядка 30 000 наименований и кодов. Если груз едет по территории СНГ, то применяются коды Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ). Первые четыре знака совпадают с кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

    Зачем же грузоотправителю знать всё это? Во-первых, чтобы понимать свои потенциальные затраты, именно по этим кодам железная дорога рассчитывает провозную плату. Во-вторых, чтобы правильно составить заявку на перевозку груза для транспортной компании. И в-третьих, чтобы избежать штрафных санкций. Решение по типу перевозки и ответственность за него лежит полностью на владельце груза. Транспортная компания во многих случаях даже не видит груз и выступает лишь оператором. Перевозчик, т.е. железная дорога, по своему уставу может проверить содержимое вагона или контейнера на соответствие сопроводительным документам. Если будут выявлены нарушения, то перевозчик выставит грузоотправителю штраф в пятикратном размере от стоимости перевозки. Он может быть автоматически списан со счёта транспортной компании, а она уже выставит счёт владельцу груза. Если на счету отсутствует необходимая сумма, то груз может быть задержан и арестован до оплаты всех штрафов. А если у перевозчика есть подозрение, что оплата от отправителя не поступит, то груз может быть реализован в счёт долгов железной дороге.

    Все коды прописаны в соответствующих справочниках, их можно найти в интернете. У FESCO данные справочники интегрированы в личный кабинет MY.FESCO. При заполнении заявки система сама предлагает код, советующий выбранному грузу. Всё сделано так, чтобы избежать ошибок за счёт человеческого фактора. Кроме того, программа FESCO интегрирована с системой ЭТРАН, которой пользуются Российские железные дороги для управления грузами. Это делает процесс оформления заявок в личном кабинете FESCO максимально понятным, эффективным и прозрачным.


    Материал подготовили: Буханов Максим, заместитель директора по развитию бизнеса ООО "ФИТ"; Штырлов Сергей, руководитель направления по взаимодействию с ОАО "РЖД" ООО "ФИТ";
    Ольга Ждан, пресс-секретарь ПАО "ДВМП".

    FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.