В преддверии Нового года мы, следуя сложившимся традициям, закупаем продукты для праздничного стола, планируем походы на новогодние представления и готовим подарки для друзей и родственников. Развитие электронной коммерции изменило наше потребительское поведение и «экономику праздника» в целом. Все чаще вместо похода в магазин мы выбираем «поход» на сайт маркетплейса, где и выбор товаров иногда больше, а цены ниже. Справится с праздничным бумом торговым онлайн-площадкам помогает правильно организованная логистика.

Сегодня – будь то Новогодний Щелкунчик, Рождественский Бегемотик, Имбирный пряник или же Традиционный Хонбао – почти всё можно заказать онлайн, и вопрос лишь в том, кто это привезёт.
Особенности праздничной экономики
Экономика в праздничный период – это увеличение потребительского спроса на товары и услуги, активизация малого бизнеса с одной стороны и снижение активности в иных сферах – с другой. Потребительские расходы в это время значительно растут, как и доходы предприятий розничной торговли. Увеличиваются налоговые поступления от розницы и туристического сектора. Экономическая основа периода праздников схожа во многих странах, но может и отличаться с поправкой на местную специфику, предпочтения и вкусы местного рынка.
В России основной вклад в праздничную экономику вносят зимние месяцы декабрь и январь, на которые приходятся Новый год и Рождество. По данным Первого ОФД траты населения в новогодние каникулы 2025 года выросли на 8% в сравнении с годом ранее. А проведенный ВЦИОМ опрос показал, что на новогодний стол, досуг и подарки россияне в среднем потратили рекордные 64 439 руб. при планируемых тратах в 62 655 руб. Интересно, что нулевой разрыв между планами и реальными тратами в период новогодних праздников был зафиксирован лишь однажды за время наблюдений - в 2007 году, а ниже реальные траты оказались в 2018 году.
Получается, что россияне в новогодний период почти всегда тратят больше, чем запланировали. Основная статья расходов — это подарки родным и близким, далее следует праздничный досуг (детские ёлки и театральные представления). Главными драйверами роста традиционно выступают покупка одежды и обуви, ёлочных украшений. В последнее время к этому добавились товары для активного отдыха и траты на внутренний туризм.
Что касается других стран, то, например, в Соединённых Штатах период праздников определяется как два последних месяца календарного года, начиная с Дня благодарения в ноябре, и до конца декабря. Розничные продажи в этот период неизменно растут с 2009 года, с ежегодными темпами роста свыше 4%, такой же рост ожидается и в этом году.
Для удовлетворения растущего спроса в праздничный сезон в США ежегодно нанимается свыше 250 тысяч сезонных работников. Общий объём планируемых в конце 2025 года праздничных продаж (исключая автомобили, топливо и расходы в ресторанах) в американской рознице оценивается как $1.01 трлн, что составляет 20% от годового оборота розницы.
В Китае можно выделить два периода праздников – “Праздник весны”, более известный как “Китайский Новый Год”, в январе-феврале и “Золотая неделя” в октябре. Однако в отличие от США модель потребления в эти периоды сильно отличается от обычного праздничного шоппинга. По мере роста доходов домохозяйств, потребительский спрос диверсифицировался и сегодня сместился в сферу внутреннего туризма. Розничное потребление в период праздников растет темпами 5-5.3%, а потребление туристических услуг выросло на 9.8% в годовом исчислении.
Логика праздничного потребления
Расходы населения в праздничные периоды во многом обусловлены сложившимися традициями, что зачастую подпитывается маркетингом и доступностью кредитов. Например, согласно проведенному в октябре 2025 г. опросу Gallup, 86% респондентов будут покупать подарки, несмотря на свое финансовое положение.
При этом потребители ожидают, что их сезонные траты сократятся в среднем на 5% к прошлому году и ищут возможности реализации этих ожиданий. Стремление к сокращению праздничных расходов в последние годы особенно наблюдается среди молодого поколения. Как итог, поданным PwC, около 80% респондентов приобретает праздничные товары в период распродаж: “Черной Пятницы” и “Киберпонедельника”. Более того, например, в США немалую роль в этом сыграли введенные пошлины на импорт, о которых мы писали тут, вызвавшие всплеск покупок до начала своего действия.
Поиск более выгодных предложений логично приводит потребителей в маркетплейсы.
Моделирование доставок
Работа маркетплейсов всегда, а особенно в праздничные периоды, приводит к увеличению объемов импорта, создает дополнительную нагрузку на логистическую инфраструктуру и требует оперативного и своевременного планирования цепочек поставок.

Существуют две основные логистические модели, с которыми работают маркетплейсы.
Модель Fulfillment by Operator (FBO) основана на принципе «сначала на склад, потом потребителю». Наличие собственной складской инфраструктуры здесь основное конкурентное преимущество. Продавец в этом случае отвечает только за цену и за отгрузку товара на склад. Дальше весь процесс (доставка потребителю, возврат, обслуживание) берёт на себя маркетплейс. Такая модель позволяет сформировать единый стандарт сервиса, но требует тщательного предварительного планирования – товары нужно вовремя завести на склад для удовлетворения спроса.
Модель FBO активно использует, например, Amazon, который является не просто площадкой для торговли, а скорее выступает в роли инфраструктурной сущности, спроектированной как операционная система глобального ритейла. В работе используется более 1 100 логистических объектов, из которых свыше 400 – фулфилмент-центры. Все процессы автоматизированы.
Такую же модель используют отечественные WB и Ozon. Залог развития и масштабирования по модели FBO – увеличение инфраструктуры складов.
Модель Fulfillment by seller (FBS) отличается тем, что продавец хранит товары на своём складе, а когда с маркетплейса поступает заказ, сам его собирает, маркирует, упаковывает и передаёт курьеру или в пункт приёма. Затем маркетплейс отправляет товар либо в пункт выдачи заказов, либо курьером непосредственно клиенту.
Активно развивает модель FBS интернет-магазин Temu китайской компании электронной коммерции PDD Holdings. Он работает по принципу "just-in-time", не использует собственные склады в стране-доставки, а аккумулирует заказы, которые затем отправляются напрямую из Китая. Это позволяет снизить стоимость товаров из-за отсутствия затрат на хранение и сократить сроки доставки.
По этой же схеме осуществляется трансграничная торговля. В качестве примера можно привести работу сервиса Ozon Global, где товар заказывается из Китая с периодом доставки 30 дней.
Праздничная сборка
Внутренний рынок онлайн-торговли в России достиг 10,6 трлн рублей, увеличившись в 20 раз за последние 10 лет. Основными бенефициарами этого бума стали два игрока: Wildberries и Ozon, контролирующие значительную часть потока товаров, и активно развивающие свою логистическую инфраструктуру. Например, они увеличили свои логистические площади до более чем 5 млн кв. м на двоих — это в 12 раз больше, чем пять лет назад.
При этом трансграничная торговля из-за ограничения международных платежей, закрытия складов AliExpress в России и иных причин заметно сократилась, но все равно остается популярной у конечного потребителя.
Одна из основных логистических проблем тут в том, что везти мелкую партию товара из-за рубежа очень дорого. Оптимизировать затраты и время доставки, что особенно важно в праздничный период, помогает сервис по доставке сборных грузов, когда в одном контейнере могут быть размещены товары от разных производителей.
FESCO перевозит сборные грузы из-за рубежа по всей России. Забираются грузы со складов отправителей в Шанхае, Нинбо, Циндао, Шэньчжэне, Хошимине, Пусане, Бангкоке. Контейнерные поезда и суда отправляются с регулярностью от двух раз месяц. В сборных контейнерах перевозятся как подарки – одежда, электроника, книги, печатная продукция, так и многие другие грузы. Доставить можно партии товаров размером от 1 кубометра и весом от 350 кг (для авиадоставки – 50 кг).
У компании есть три склада консолидации в Китае, склад сборных грузов на территории Владивостокского морского торгового порта (входит в Группу), склад консолидации в Москве. FESCO предлагает таможенное оформление день в день, возможность забора груза со склада или доставку до двери.
Рассчитать и оформить заявку на перевозку сборных грузов максимально просто и удобно можно в личном кабинете MY.FESCO, где также доступно отслеживание местоположения и статуса груза.
Поздравляем читателей с Новым годом! Пусть наступающий год принесёт новые возможности, и пусть подарки приедут вовремя!