Итоги 2019 года

Итоги 2019 года

2019 год уже практически позади, и мы выделили несколько событий, которые, на наш взгляд, были наиболее значимыми в уходящем году.

О рынке

Мировой контейнерный рынок не оправдал ожиданий в 2019 году

Уже сейчас можно говорить, что ожидания экспертов по динамике мирового контейнерного рынка в 2019 году не оправдались. Прогнозируемые многими международными агентствами темпы прироста контейнерного рынка в 2019 году постепенно снижались с изначально установленного значения в +4%. Сейчас оценки прироста по итогам года варьируются от 2,2% (Carksons) до 2,6% (Drewry).

Отмечается несколько факторов ослабления прироста, к двум основным можно отнести торговую войну между Китаем и США и ослабление мировой экономики.

Пока торговая война продолжает пугать слухами по ужесточению пошлин в товарообмене, находятся различные лазейки по обходу этих ограничений. С одной стороны, заметно ускорение фактической «миграции производства» из Китая в другие страны Юго-Восточной Азии, в основном во Вьетнам, с другой стороны, сохранение торговли Китай-США, но при этом использование «серой схемы» для товаров через страны трансшипмента в той же Юго-Восточной Азии.

Что касается ослабления мировой экономики, то можно отметить, что, несмотря на устойчивый потребительский спрос, в странах с развитой экономикой нарастали опасения в деловой активности (PMI). Производители и закупщики в 2019 году осторожнее смотрели в будущее, это сказывалось на сокращении производства в течение года в странах-членах ОЭСР.

Что ожидать в 2020 году?

Прогнозы мирового контейнерного рынка на 2020 год можно охарактеризовать как осторожно-оптимистичные. Ожидается прирост чуть выше, чем в 2019 году - от 3,3% до 4%. При этом сохраняются риски, которые могут повлиять на прогнозируемую динамику.

Российский контейнерный рынок

Напомним, что в определение «контейнерный рынок России» мы включаем как железнодорожную перевозку контейнеров по сухопутным маршрутам, так и морскую перевозку по ключевым портам России.

По итогам 2019 года мы ожидаем прирост контейнерного рынка на уровне 9%. Высокие темпы роста рынка несмотря слабую динамику российской экономики были поддержаны двумя сегментами: транзитом (+22%) за счет маршрутов между Китаем и Европой и экспортом (+14%) за счет продолжающегося роста отгрузок пиломатериалов в Китай.

В 2020 году мы ожидаем более умеренные темпы прироста на уровне 7%. С одной стороны, прогнозы ключевых макропараметров экономики России в 2020 году более позитивны, чем в 2019 году, что предполагает рост предпринимательской и потребительской уверенности и как следствие прирост в импортном направлении. Также мы ожидаем рост грузопотока в транзитном направлении из Японии и Кореи в Европу. С другой стороны, мы отмечаем, что бум транзита через Россию на направлении Китай-Европа был пройден в 2018-2019 годах.

Уже сейчас заметно замедление высоких темпов роста в экспорте из России в Китай из-за сокращения дотаций со стороны Китая и сокращения спроса со стороны китайских потребителей.

Грузовая структура перевозок по железной дороге (11м 2019г /11м 2018г)

В текущем году мы наблюдали снижение погрузки практически на всех видах железнодорожного подвижного состава. При этом наибольший спад показали перевозки в изотермических вагонах (-8%), в том числе из-за локализации производств в регионах, которая повлекла за собой перехода на автодоставку на коротком плече.

Контейнерные перевозки являются исключением и показали рост (+9%), основными драйверами выступили перевозки пиломатериалов (+47%), продуктов металлургии (+43%), полимеров и изделий из них (+41%), автомобилей (+120%), оборудования (+12%) и электроники (+48%).

Примечательно, что при таком значительном приросте контейнерных перевозок автомобилей, транспортировка автозапчастей сократилась на 4%. Причина кроется в снижении продаж европейских автомобилей, которые собираются в России, и росте продаж автомобилей из Китая, завозимых в Россию в готовом виде.

Погрузка в полувагоны показала незначительное снижение. Сокращение транспортировки изделий из чугуна (-38%) было сбалансировано перевозками гематита (+14%) и прочих руд (+3%), удобрений (+9%) и химикатов (+4%).

Снижение перевозок в крытых вагонах объясняется резким перетоком пиломатериалов (-31%) и строительных материалов (-21%) в контейнерные перевозки.

С июля по ноябрь 2019 снизились и перевозки в хопперах-зерновозах. Наибольшее влияние на изменения рынка оказывает сокращение объемов транспортировки пшеницы и ячменя, которые составляют более 80% рынка (75% и 8%).

Грузы

Подвижной состав

Снижение ставок

2019 год стал переломным в части доходности операторского бизнеса. Впервые за 4 года рыночные ставки аренды на универсальный подвижной состава продемонстрировали отрицательную динамику. В конце года снижение ставок коснулось и фитинговых платформ. Основных причин изменения динамики доходности две – снижение погрузки на железной дороге и рекордный по численности рабочий парк вагонов. В ближайшей перспективе экспертами прогнозируется снижение спроса на новые вагоны.

Однако, если оставить за скобками технологические и технические аспекты, то рост погрузки с 2015 года составил 5,5%, а численность рабочего парка увеличилась только на 4,4%. Поэтому сообщения о возникновении профицита вагонов преждевременны.

Увеличение численности подвижного состава сказалось не только на снижение ставок. В начале года существовали опасения возникновения проблем с продвижением вагонов на сети. Ситуация с оборачиваемостью вагонов начала ухудшаться во второй половине года, однако она не оказала существенного влияния на объем перевозок.

Дефицит контейнерного оборудования в Москве в первом полугодии

В статье «Ценообразование в контейнерных перевозках» мы говорили о важности балансировки контейнерного оборудования и о локальных дефицитах. В текущем году такой локальный дефицит случился в Московском регионе.

В 2019 году в связи со слабым ростом импорта в начале года Москва как главный распределительный центр страны ощущала острый дефицит контейнерного оборудования. Спрос на контейнеры начал превышать предложение, и как следствие, ставка на транспортировку из Москвы во Владивосток выросла более чем на 30%. Высокий уровень тарифов продержался до середины июля, после насыщения региона контейнерами ставки на перевозку начали снижаться.

Нормативные изменения

Морские перевозчики готовились к IMO2020

Согласно объявленным в 2016 году правилам IMO2020, содержание серы в мазуте было уменьшено с 3,5% до 0,5% (что такое IMO и зачем оно нужно, можно прочитать здесь).

До вступления в силу новых правил остается меньше недели, но все еще сохраняется неопределенность относительного того, какое влияние это окажет на рынок. Рынок так и не решил каким путем идти и как приспособиться к новым реалиям. Кто-то готовился заранее и заказывал суда, работающие на сжиженном природном газе, кто-то устанавливал очистительные машины, кто-то закупает уже очищенное топливо. В любом случае это дополнительные издержки, и самый главный вопрос, какая будет величина этих издержек из-за неопределённости завтрашнего дня?

Новые правила перевозки скоропорта

В июне 2019 года Минтранс утвердил новые правила перевозки скоропортящихся грузов, которые вступили в силу в декабре. Теперь грузы, требующие температурного режима, разделены на две категории: те, которые подлежат перевозке только в рефрижераторном оборудовании, и те, которые можно перевозить в крытых вагонах или универсальных контейнерах. Выбор, как и ответственность за него, возьмут на себя грузоотправители.

Среди грузов, разрешенных перевозить в универсальном подвижном составе: спиртное, консервы, овощи, рыба и молочные продукты.

Инвестиционная программа РЖД

Важным событием года является утверждение Правительством РФ инвестиционной программы РЖД. Объем инвестиций за 3 года составит 2,5 триллиона рублей, однако, на фоне смещения программы реализации инвестиций в 2019 году есть некоторые сомнения, касающиеся возможности реализовать объем инвестиций, заложенных на 2020 год.

 

Развитие отрасли

Транзит из Японии и Кореи в Европу

В 2019 году FESCO и ряд других компаний запустили транзитный сервис из Кореи и Японии в страны Европы. Маршруты всех сервисов пролегают по Транссибирской магистрали, однако одни предполагают прямое следование по железной дороге, с перестановкой на европейскую колею в Польше, другие включают в себя морское плечо из Санкт-Петербурга в Калининград, откуда уже осуществляется ж/д или автодоставка.

Главное преимущество транзитных сервисов Азия-Европа кроется в скорости доставки – до 25 дней разницы по сравнению с морскими перевозками по DeepSea.

У данного направления большой потенциал: объем экспорта в одну только Германию из Кореи и Японии в 2,5 раза превышает экспорт этих стран в Россию. Однако, пока практически весь груз транспортируется морскими маршрутами, а объемы перевозок в транзите через Россию незначительные – 320 TEU за год.

 

Развитие инфраструктуры

Из ключевых инфраструктурных проектов можно отметить ввод в эксплуатацию железнодорожного обхода Краснодара, завершение строительства железнодорожной части Крымского моста, перешивку колеи на острове Сахалин и официальное открытие движения по участку, соединяющему Якутию с «большой землей», которое имеет огромное значение для развития региона.

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.