Контейнеризация российского зерна

Контейнеризация российского зерна

Контейнеризация перевозок зерновых культур в последнее время становится чуть ли не основной темой, освещаемой на профильных конференциях и в СМИ. Все чаще в пресс-релизах компаний мы видим упоминания об успешном опыте запуска проектов по логистике зерна в контейнерах.

Катализатором возросшей популярности стал рекордный по урожаю и экспорту зерна сезон 2017- 2018. В результате роста спроса появился фактический дефицит зерновозов на рынке. Альтернативными способами доставки стали рассматриваться схемы с использованием контейнера. Неудивительно, что в деловой среде возникли вопросы: возможно ли сделать данные перевозки массовыми и насколько велик потенциал? Что нужно, чтобы развивать данную технологию? 

Контейнеризация зерна сегодня должна рассматриваться как рынок возможностей, а не как нишевый сегмент. С его помощью отечественные производители смогут формировать небольшие партии груза под конкретный спрос покупателя, тем самым расширяя рынки сбыта. Поэтому мы считаем, что технология перевозки зерна с использованием контейнера будет развиваться.  

Российское зерно уже в контейнере

Сегодня годовой объем контейнерных перевозок зерна на сети РЖД составляет, по нашим расчетам, примерно 5 тыс. TEU в год. Тренд роста рынка прослеживается с 2014 года.

Рис.1 Объемы перевозок зерна в контейнерах на сети РЖД, тысяч TEU

Объемы перевозок зерна в контейнерах на сети РЖД, тысяч TEU

При этом почти 60% отгружается во внутреннем сообщении, а на экспорт - всего 27%, что несколько противоречит самой сути предназначения контейнера как интермодальной тары для международной торговли. Наиболее популярными к перевозке грузами являются: подсолнечник, солод, гречиха, кукуруза.

Рис. 2 Грузовая структура перевозок зерна в контейнерах на сети РЖД

Грузовая структура перевозок зерна в контейнерах на сети РЖД

Зарубежный опыт

Обращаясь к зарубежному опыту, мы видим, что мировая контейнеризация зерна составляет около 3-4%. В России этот показатель по железной дороге составляет, по нашим оценкам, всего 0,3% в 2018 году.

Причины такой разницы достаточно просты: например, в США из-за превышающего импорта над экспортом на рынке высвобождается большое количество порожних контейнеров, которые можно возвращать обратно пустыми, а можно грузить в них зерно или иной груз, что и делается. В Китае ситуация обратная – из-за большого объема возвращаемых порожних контейнеров в страну, цена логистики с попутной загрузкой низкая. Высокая контейнеризация экспорта зерна отмечается и в Австралии, где ежегодно отгружается почти 100 тысяч TEU зерна, что объясняется совокупностью факторов: от структуры экспорта с уклоном к более качественному и дорогому зерну до инфраструктуры получателей в основном в азиатских странах. 

Как ускорить рост контейнеризации

Сегмент рынка перевозки зерна в контейнерах в России еще далек от пика и будет продолжать развиваться. Мы выделили вопросы, решение которых ускорит рост процесса контейнеризации:

  • Расширение географии экспорта Российского зерна. Не секрет, что география экспорта зерна из России не меняется уже давно, ключевыми странами являются Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Судан, Нигерия, Бангладеш. В последние годы к традиционным импортерам добавился Вьетнам. При этом почти отсутствует экспорт в страны, в которых применяют технологию контейнеризации – Китай, Малайзия, Мьянма, Таиланд, Южная Корея, где ограничена инфраструктура по работе с сыпучими грузами и накоплен огромный опыт по работе к контейнерами;
  • Расширение ассортимента зерновых культур в России. Наряду с географической экспансией необходимо также увеличивать долю экспорта более дорогих злаков, например, масличных культур;
  • Отработка механизма погрузки зерна в контейнер. Наиболее популярная схема перевозки зерна в контейнере в России – затарка мешками по 25-50 кг, что позволяет перевозить в двадцатифутовом контейнере 18 тонн. При этом используя лайнер-бэг [ 1 ] – специальный вкладыш, можно загружать до 23 тонн. Дополнительные 5 тонн существенны при невысокой стоимости груза. Но данная технология в России пока не имеет массового применения, сами вкладыши закупаются зарубежном, а затарка контейнера обычно происходит очень медленно. Необходимо время и интерес сторон для того, чтобы наладить этот механизм;
  • Дефицит хопперов в Сибирском регионе. Рекордный урожай 2017 и 2018 годов, а также планы по списанию подвижного состава придали импульс росту производства зерновозов. А с учетом снижения валового сбора зерна сезона 2018 - 2019 годов в среднесрочной перспективе давления на рынок железнодорожного оборудования не ожидается.
  • Рис.3 Погрузка зерна на сети РЖД vs парка зерновозов на сети РЖД

    Погрузка зерна на сети РЖД vs парка зерновозов на сети РЖД

    Тем не менее стоит учитывать, что в условиях высокого урожая прошлого года некоторые производители и трейдеры Сибири задумались о расширении, с одной стороны, географии продаж, а с другой - ассортимента выращиваемых культур;

  • Доступность контейнерного оборудования. На микроуровне сохраняется локальный дефицит контейнеров и высокая стоимость подачи к месту загрузки. На макроуровне – последние 5 лет среднегодовой темп роста контейнерного экспорта превышает темп роста импорта, что в перспективе может привести к дефициту контейнеров в экспорте. Дальнейшее удорожание экспортной логистики будет вытеснять из контейнера более дешевые грузы. Как ни странно, но росту экспорта зерна в контейнерах может помочь рост контейнерного импорта.
  • Рис.4 Доля контейнерного экспорта и импорта во внешторговом контейнерообороте России

    Доля контейнерного экспорта и импорта во внешторговом контейнерообороте России

  • Снижение стоимости перевозки зерна в контейнере. При средней стоимости зерна в контейнере в $4-5 тысячи перевозка контейнера из Сибири в Азию может составлять до 50% от конечной стоимости груза. Можно сказать, что контейнеризация зернового экспорта — это эксперимент, а он всегда подразумевает определенные инвестиции на начальном этапе. При этом вопрос цены должен решаться постоянно. Одним из решений может стать схема формирования партий груза в хабах, откуда отправляются контейнерные поезда под дальнейший экспорт или же затарка в порту.

Реализация проектов по контейнеризации зерна позволит расширить географию экспорта и даст доступ к портам с ограниченной инфраструктурой по обработке насыпных грузов. Также появится возможность торговли небольшими партиями зерна на спотовом рынке.


[1]Лайнер-бэг – гибкий вкладыш, резервуар из полипропилена, используемый для защиты различных сыпучих грузов от внешней среды

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.