Курс на клиентоориентированность

Курс на клиентоориентированность

За последние годы в российской логистике сформировались новые точки роста и появились тренды, которые получат свое развитие в будущем. Логистические компании расширяют географию поставок, разрабатывают новые IT-решения и развивают нишевые продукты.

Наследие 2024

Ключевым событием для мировой контейнерной логистики последних лет стал кризис в Красном море. Из-за него глобальным контейнерным игрокам пришлось выбирать морские маршруты вокруг Африки. А это большее время на транспортировку и больший расход топлива. Как итог, данный кризис спровоцировал две волны повышения ставок. Сначала это был рост из-за нехватки флота, потом из-за нехватки контейнерного оборудования. Сейчас многие игроки рынка существенно пополнили свой флот судами, заказанными в 2021-2022 годах, однако о резком снижении ставок речи пока не идет.

Впрочем, российским компаниям достаточно своих вызовов, на которые приходится оперативно реагировать. Например, никуда не делись сложности, когда организации, связанные с Россией и не попавшие под санкции, сталкиваются с оверкомплаенсом со стороны международных партнёров при расчетах. Данные ограничения в ближайшее время вряд ли исчезнут. В такой ситуации, весьма востребованной на рынке, стала услуга «аутсорсинг ВЭД», благодаря которой клиент покупает «под ключ» поиск поставщика и проведение всех финансовых операций. Такие услуги в России сейчас предлагают крупные финансовые компании.

Из внутрироссийских сложностей одной из основных остается пропускная способность железнодорожной инфраструктуры. Операторы столкнулись с наибольшими за последнее время ограничениями движения контейнерных поездов в направлении Восточного полигона и в направлении южных портов России, отдавая приоритет углю, нефтепродуктам и другим грузам. Периодически сложности возникали даже на подходах к портам Балтики. В итоге оборачиваемость активов – контейнеров и фитинговых платформ – сильно снизилась, срок оборота увеличился. Соответственно для перевозки одного и того же объема груза необходимо больше активов. На восточном направлении эта проблема частично решается за счет использования полувагонов вместо фитинговых платформ. В результате «полувагонная логистика» существенно выросла. Так, по данным FESCO, если в 2023 году Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) в среднем в месяц отгружал порядка 6 контейнерных поездов в полувагонах, то в 2024-ом доходило до 10 поездов в неделю.

Точки роста

Несмотря на внешнее давление и внутренние сложности, наметились и позитивные тенденции. Произошло восстановление грузооборота портов Балтики и Черного моря. Причем Балтийский бассейн стал самым быстрорастущим в стране по итогам 2024 года. Согласно информации «Морцентр-ТЭК», его порты суммарно нарастили перевалку контейнеров на 34,5% к предыдущему году или на 419 тыс. TEU до 1,64 млн. Контейнерооборот Азово-Черноморского бассейна составил 1,1 млн TEU, +6,5% к позапрошлому году или 65 тыс. TEU.

В 2024 выросли объемы внешнеторговых перевозок через Санкт-Петербург – на 24% вырос импорт, на 35% – экспорт. На фоне ограничений отправок в восточном направлении северо-западные грузоотправители активнее возвращались на Балтику.

Совокупный объем перевозок через порт Новороссийск вырос на 7% г/г. Объем импорта не изменился, а экспорт вырос на 24%.

Что касается портов Дальнего Востока, то тут Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в FESCO) обновил собственный рекорд, обработав в 2024 году 878,7 тыс. TEU – почти на 20 тыс. больше, чем годом ранее. И все это сделано в условиях жесткого дисбаланса импорта и экспорта. Несмотря на все внешние трудности, ВМТП уже пять лет остается одним из лидеров по контейнерообороту в России.

Главным торговым партнером России остается Китай. По данным экспертов FESCO, на его долю приходится больше трети торгового оборота. Вместе с тем выросла торговля с Индией, которая стала вторым внешнеэкономическим партнером РФ, растет товарооборот со странами глобального Юга. Рост размеренный и эта тенденция будет продолжаться.

Годовые темпы роста экспорта из России в Индию составили 8,4%, при этом из Индии в Россию поставки растут быстрее – на 21%.

Логистические компании стали наращивать свои мощности в рамках уже существующих сервисов и открывать новые морские линии. FESCO сформировала стабильное регулярное расписание сервиса FESCO Baltorient Line (FBOL) Китай-Санкт-Петербург. Также был увеличен объем перевозок на сервисе FESCO Indian Line West (FIL-W) по маршруту Индия-Новороссийск. На эту линию было поставлено второе судно, география сервиса была расширена и сейчас покрывает практически все важнейшие порты Индии и соседних стран через трансшипмент в Нава-Шеве и Мундре. Это позволило компании занять важное место на данном рынке.

Кроме того, расширилась география работы в Индийском океане. Были запущены сервисы практически по всем странам Персидского залива, а также первый в истории компании африканский сервис – заход в кенийский порт Момбаса.

Увеличилась и экспансия FESCO в Юго-Восточной Азии. Стали стабильными отгрузки из Бангладеш. Но главное - был запущен первый за многие годы сервис российской компании, связывающий не российские порты. Линия Малайзия – Вьетнам выполняет две функции: часть малазийского груза на судне доставляется во Вьетнам, а другая часть потом отправляется в Россию по вьетнамской линии. Кстати, FESCO открыла дочернее предприятие во Вьетнаме для развития морских и интермодальных контейнерных перевозок в странах Юго-Восточной Азии, и организовала первые судозаходы в порты Индонезии.

Произошло существенное развитие сухопутных перевозок как в импорте, так и в экспорте. Этот сегмент показывает значительный рост. Транспортные коридоры идут через Монголию и Казахстан как на Россию, так и на Беларусь. Заметим, если раньше из Беларуси отправлялось на экспорт в Китай и Индию 17 поездов, то сейчас - уже 61 поезд.

Новые маршруты открывались с транспортных узлов Северо-Западного региона, Урала и Черноземья.

В сентябре 2024 был запущен первый публичный контейнерный поезд из китайского города Чэнду в Москву. В итоге отправки FESCO в рамках публичных железнодорожных сервисов из КНР увеличились почти в два раза, до 3,5 тысяч TEU, а общий годовой объем контейнерных перевозок Группы из Китая через сухопутные погранпереходы вырос на 66%, до 53 тысяч TEU.

В Средней Азии FESCO начала активно работать через сервис Trans China Railway (TCR), отмечен рост экспорта из Узбекистана.

Продолжился тренд на развитие контейнерных ниш. Перевозки FESCO аграрной продукции во флекситанках выросли в два раза, сегмент автомотив показал рост с 14 до 16 тыс. TEU. Транспортная группа запустила консолидационный сервис для клиентов фешн-индустрии в таких странах, как Бангладеш, Вьетнам, Китай.

Взгляд в будущее

Важнейший фактор, оказывающий сейчас влияние на российскую экономику – сохранение ключевой ставки на уровне 21%, что может привести к снижению покупательской способности населения и продолжит оказывать сильное давление на импорт: прежде всего на автомобильный сегмент и на все, что связано с автомобильной промышленностью – запчасти, машинокомплекты. Ситуация повлияет и на другие сегменты, импортеры будут корректировать свои бюджеты на закупки, исходя из реальной покупательской способности. Уже наблюдается затаривание складов у ключевых ритейлеров, эксперты прогнозируют уменьшение объемов грузовых партий.

Тем не менее российская логистика продолжает искать новые пути развития. И здесь важно тонко чувствовать тенденции на рынке, а он, оправившись от потрясений 2022-2024 годов, опять становится клиентоориентированным. У людей вернулась потребность к качеству логистических услуг. А обеспечить это качество без цифровизации основных логистических процессов сейчас невозможно. Причем в этом заинтересованы и участники рынка, и госструктуры, такие как Россельхознадзор и ФТС России.

Транспортная группа FESCO продолжит развивать свои существующие цифровые сервисы и внедрять новые. Будет совершенствоваться и расширяться функционал личного кабинета MY.FESCO. В зоне ответственности ВМТП запущена реализация электронных погрузпоручений и получение разрешений от таможенных органов на проведение различный операций. Все это работает в режиме «одного окна» через информационную систему порта. Почти все процессы, связанные с государственными контролирующими органами, уже сейчас реализуются через личный кабинет.

Также ВМТП занимается внедрением IT-решений, которые позволяют улучшить операционные процессы в порту. Одним из них стал запуск проекта видеоаналитики на базе искусственного интеллекта, который позволяет контролировать периметр от проникновения посторонних лиц в опасные и запретные зоны. Также ИИ следит за безопасностью труда. На втором этапе реализации проекта видеоаналитика будет использоваться при работе с контейнерами: ИИ позволит определять, например, номера и префиксы, отслеживать ситуацию на складах и т.д. Это большой прогресс в стивидорной деятельности, на территории РФ такие технологии пока нигде не применяются.

Российская логистика продолжит расширять географию доставок в текущем году. Одной из целей FESCO является увеличение логистического покрытия стран Африки. Вместе с этим Группа планирует расширять географию морских линий на страны Индийского океана.

В планах FESCO также рост импорта и экспорта через сухопутные погранпереходы и увеличение объемов перевозок в СНГ. Из Узбекистана и Казахстана грузы поедут по TCR, также в этих странах планируется развитие экспедиторских проектов. Из Беларуси доставка будет осуществляться с помощью новых интермодальных решений через Новороссийск и Санкт-Петербург.

Получат свое логичное развитие и востребованные у клиентов нишевые продукты, такие как перевозка агропродукции во флекситанках, сегменты химия, автомотив, фешн.

В подготовке материала принимали участие:
Кравченко Алексей, коммерческий директор ООО «ФИТ»;
Киселева Юлия, начальник отдела маркетинговой аналитики ПАО «ДВМП»;
Казарина Елена, коммерческий директор ПАО «ВМТП»;
Вольбром Евгений, начальник Управления по терминально-складской деятельности ПАО «ВМТП».

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.