Логистика лесной отрасли. Новые вызовы - 2020

21 октября

Лесная промышленность является наиболее важной составляющей для контейнерного рынка России.  Транспортировка лесных грузов и продукции целлюлозно-бумажной промышленности занимает более четверти от всех отправок в контейнерах по сети РЖД и более 60% контейнерного экспорта из России. Поэтому от настроений в отрасли зависит эффективность всей цепочки поставок.

Доля FESCO

В 2019 году FESCO отправила порядка 44 тысяч TEU с лесной продукцией на экспорт. В этом году планируется увеличить отправки до 54 тысяч TEU – это 27 тысяч 40-футовых контейнеров. При загрузке одного контейнера 45 кубометрами пиломатериалов, это более 1 200 000 кубов за год. А это порядка 10% всего контейнерного экспорта пиломатериалов из России в Азию!

При этом мы не ограничиваемся экспортом только в страны Азии. Наша география поставок за последние 3 года увеличилась до 25 стран. 

Опыт FESCO

Как Covid повлиял на отрасль в 2020 году?

Пандемия COVID -19 в первом полугодии 2020 года оказала влияние на лесную отрасль, хоть и в меньшей степени, чем в целом на рынок услуг. Основными индикаторами отрасли являются строительство и производство мебели, которое по некоторым регионам, например, в Европе начало снижаться уже в 2019 году, а в 2020 году тренд только усилился. Также снизились объемы строительства в Китае и производства мебели в Китае – основного потребителя лесоматериалов в мире, что в том числе привело к росту запасов лесной продукции в стране, снижению импорта древесины и изделию из нее на 15%, а экспорт мебели из Китая снизился на 2% за 8 месяцев 2020 года относительно прошлого года.

В России за 8 месяцев 2020 года фактически по данным ФТС России экспорт обработанных лесоматериалов снизился на 4,3% (в весовом эквиваленте), тогда как последние 10 лет в данном сегменте наблюдался стабильный рост. Сначала Китай в период пандемии с марта 2020г. снизил объем импорта хвойных пиломатериалов из России и только в июне произошло восстановление, а с апреля в Европе начал снижаться спрос.

Также производители во всем мире столкнулись с ростом затрат на логистику. Морские перевозчики, опасаясь сильного падения торговли, активно сокращали количество судов на рынке в течение 2ого квартала 2020 года. В итоге предложение сократилось сильнее спроса, что привело к росту фрахта более чем в 1.5 раза в сравнении с 2019 годом. По данным Freightos Global Container Freight Index среднемировая ставкам фрахта выросла до $2.23 тыс. за 40’ контейнер в октябре 2020 года (vs $1.24 тыс. в октябре 2019 года).

Основные тренды со стороны грузовладельцев

Долгосрочное развитие отрасли в России — это продолжение движения в сторону глубокой переработки. Уже более 10 лет в стране повышаются квоты и пошлины на вывоз необработанного леса. А с 1 января 2022 года вводится полный запрет на вывоз необработанной или грубо обработанной древесины.

Экспорт лес

Поэтому ожидается, что рост инвестиций в переработку продолжится, несмотря на замедление экономической активности в 2020 году.

России в данном вопросе помогает мировой рынок: (1) Китай все больше пиломатериалов импортирует из России, а доля основного конкурента - Канады продолжает снижаться, (2) нарастает напряженность эпидемии короеда в Европе в 2020 году, которая также наращивает объемы экспорта пиломатериалов в Китай (3) рост цен на логистику в течение 2020 года предполагает движение Китая в сторону покупки пиломатериалов у ближайшего соседа.

Импорт леса

Структурные изменения в логистике отрасли

Изменений достаточно много, мы выделяли основные, по нашему мнению, тренды в логистике применительно к лесной отрасли:

  • Продолжается рост контейнеризации продукции ЛПК.  В 2017 году контейнеризация пиломатериалов на сети РЖД составляла 21%, в 2020 году этот показатель превышает 50%;
  • Рост напряженности с контейнерным оборудованием. Сейчас структура контейнерного внешторгового потока России выглядит следующим образом импорт - 54%, а экспорт - 46%, но к 2022 году мы ожидаем, что объем контейнерного экспорта в целом по стране сравняется с объемом импорта. Это связано с различными факторами - экономическими, с запуском крупных предприятий, ориентированных на экспорт (например, ЗапСибНефтехим, который в 2020 году стал аккумулировать большой объем порожних контейнеров с Урала и Сибири), а также дальнейшими процессами контейнеризации экспорта.
  • Рост доли сухопутных пограничных переходов – Наушек и Забайкальска, в экспорте на Китай. Отгрузки выросли из-за субсидий со стороны Китая, из-за роста фрахта на DeepSea в 2020 году. Часть груза с Северо-Запада России стала отгружаться на Китай через сухопутье. В этом году по нашим оценкам почти 20 000 TEU в экспорте с регионов Северо-Запада РФ перешло с портов Балтики на «сухопутье»;
  • Развитие транзитных перевозок лесных грузов из Европы в Китай через территорию России. В первой половине 2020 году фокус стал сдвигаться на поставки из Европы в Азию. С 2016 года продолжают расти поставки в транзите через Россию из Беларуси, Польши, Германии и Финляндии. За 8 мес.2020 года из Польши и Германии было транспортировано более 2.8 тыс. TEU балансов, до 2020 таких перевозок не было.
Загрузка комментариев...
FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.