Новые пути логистики для перевозки автомобилей

Новые пути логистики для перевозки автомобилей

Российский автомобильный рынок кардинально меняется. На смену ушедшим из-за санкций европейским, американским, японским и корейским брендам активно приходят китайские автопроизводители. Причем речь идет не только о поставке готовых машин, но и о запуске совместных производств в России. Рассказываем, как эти процессы влияют на сегмент автомобильной логистики и какие сервисы может предложить клиентам Транспортная группа FESCO.

Доставить авто

мифы

Наиболее эффективным решением в логистике готовых автомобилей всегда считалась доставка на cудах типа Ro-Ro (от английского roll on/roll off – закатывать, выкатывать). Суда представляют собой паромы, оборудованные аппарелью, на которые машины загоняются и отправляются по маршрутам deep sea или short sea. По прибытии в порт назначения автомобили выкатываются и размещаются в железнодорожных вагонах-сетках либо на автовозах, которые доставляют их на склад дилера. Иногда транспортировка готовых авто осуществляется в три этапа: судно Ro-Ro + ж/д транспорт + автовозы. Такая модель экономически эффективна, когда речь идет о массовых поставках десятка тысяч автомобилей от одного бренда.

Другой способ транспортировки автомобилей – контейнерные перевозки. Это более надежное решение с точки зрения сохранности довольно хрупкого, в сущности, груза. Здесь мы не увидим фотографии автомобилей, покрытых толстой коркой льда, на судне, заходящем в порт, как это было несколько лет назад. Контейнер защитит машину от камней, летящих с дороги при доставке автовозом. Также практически исключаются ситуации с повреждением авто при операциях выгрузки с судна и погрузки в вагоны-сетки или на автовозы: в контейнер машина загоняется один раз и выгружается уже непосредственно на площадке у дилера. И если контейнер по дороге, условно, не уронили, то товар доедет в целости и сохранности.

Однако тут есть свои нюансы. Автомобиль нельзя просто так загнать в контейнер и отправить в путь. Внутри машину нужно закрепить с помощью специальной Rak-системы. Таких систем на рынке, как и моделей автомобилей, достаточно много. Они бывают одноразовые, многоразовые, универсальные. Существуют разные способы размещения автомобиля в контейнере. В России, например, есть технические условия по перевозке одного автомобиля по железной дороге внутри 20-футового контейнера и двух – внутри 40-футового. Но во всем мире широко распространена практика перевозки трех и даже четырех автомобилей в одном контейнере. Для трех машин, например, используется Rak-система в виде перевернутой буквы Л. Одна машина ставится и фиксируется сверху по диагонали. Затем вся конструкция при помощи специального погрузчика помещается внутрь контейнера. Вторую машину загоняют внутрь буквы Л, под первую, а третья ставится следом на отдельной подставке. Основная проблема контейнерной перевозки автомобилей заключается в том, что, как только тот или иной бренд произведет новую модель, которая будет на 10 см длиннее, на 2 см шире или у нее поменяется колесная база, скорее всего придется использовать новые Trans-Rak-системы или модифицировать старые. А это расходы на их закупку (если их не предоставляет автопроизводитель) и на дополнительное согласование со стороны железной дороги.

Подобные ограничения всегда усложняли контейнерные перевозки легковых автомобилей. Поэтому логистические компании всегда стремились использовать в своей деятельности несколько разных технологий перевозки и логистических схем, выбор которых каждый раз зависит от экономики процесса.

Новые возможности

мифы

Транспортная группа FESCO давно работает в автомобильном сегменте перевозок. История частных контейнерных поездов компании начиналась именно с автопроизводств. В середине 2000-х были запущены ускоренные контейнерные поезда для доставки машинокомплектов на заводы СОЛЛЕРС и ТАГАЗ, где собирались корейские автомобили. А для поддержки развития крупнейших автопроизводств Северо-Западного региона РФ FESCO запустила на регулярной основе сервис Deep Sea, обеспечивающий поставки комплектующих автомобильным заводам.

Как было сказано выше, контейнер является удобным, а главное, безопасным способом перевозки готовых автомобилей, и сегодня группа FESCO использует не только сервис Deep Sea для доставки сотен контейнеров с автомобилями в Санкт-Петербург, но и свои регулярные контейнерные сервисы через Владивосток, а также прямые поезда из Китая через сухопутные погранпереходы.

Обладая опытом, регулярными сервисами и собственными активами, компания видит большие перспективы в ситуации, когда фокус автомобильной логистики сместился в сторону Китая. Так, в состав Группы входит Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ). Сейчас ВАТ способен принять и передать клиенту 12 тыс. машин в месяц. Что касается разгрузки судов, терминал способен выгрузить не менее 2 тыс. автомобилей за сутки. При этом процесс работы с автомобилями полностью автоматизирован в плане систем учета, приема, хранения и выдачи. Еще до подхода судна службы ВАТ получают полную информацию о его грузе и номенклатуре. Программа, в которую заносятся данные о каждой конкретной машине, позволяет в реальном времени отслеживать местонахождение любого автомобиля. Это существенно ускоряет все рабочие процессы. В зависимости от страны вывоза и с учетом всех таможенных процедур, автомобиль, как правило, выдается клиенту через 3-7 дней с момента выгрузки с судна. А непосредственно выдача клиенту занимает в среднем 15 минут.

ВАТ готов к любым изменениям импорта автомобилей: имеющиеся мощности и достигнутый уровень автоматизации позволят справиться с резким увеличением объемов ввоза.

Помимо перевозок готовых автомобилей, FESCO, обладая достаточной вместимостью контейнерного парка, готова обеспечить для сборки машин на совместных предприятиях входящий поток автокомпонентов в формате just in time, что критически важно для бесперебойной работы заводов.

Новые схемы и тренды

Отдельно стоит отметить вопрос логистики колесной спецтехники. В этом сегменте тоже происходят большие изменения. Крупные бренды типа Komatsu, New Holland и других крупнейших производителей сейчас если и завозятся в Россию, то в малых объемах и совсем по другим схемам, чем раньше. Много параллельного импорта, большой фокус на Дальний Восток. Из Китая спецтехника приходит во Владивосток и в Находку, а дальше развозится автотралами или по железной дороге до объектов. Специалисты FESCO проработали схему, когда помимо порта во Владивостоке и, потенциально, ВАТа, можно использовать еще и тыловой терминал возле столицы Приморского края, на котором обеспечивается хранение техники и отправка авто- или ж/д транспортом по всей территории России.

Начавшееся в прошлом году смещение фокуса на китайских автопроизводителей, по мнению экспертов FESCO, продолжится и будет усиливаться в ближайшие годы. Спрос на китайские автомобили будет всячески поддерживаться государством. Появятся новые сборочные производства. А значит, и сегмент логистического рынка, связанный с доставкой как готовых автомобилей, так и автокомплектующих, имеет существенный потенциал к росту в новых реалиях.

В подготовке материала участвовали:
Алексей Рыльских, руководитель направления развития сектора автомотив ПАО «ДВМП»;
Наталья Иванникова, заместитель коммерческого директора по продажам ООО «ФИТ»;
Юлия Киселева, начальник отдела маркетинговой аналитики ПАО «ДВМП»

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.