Каждый год своим выбором мы определяем самые популярные бренды, фильмы, музыку и многое другое, в том числе даже слова. «Селфи», «пандемия», «вакцинация», «искусственный интеллект», «нейросеть» – ёмкие понятия последних лет, описывающие события и тренды в обществе. В 2025 году самым популярным имеет все шансы стать слово «тарифы». Что это такое и как они влияют на прозрачность и предсказуемость ведения международного бизнеса — рассказываем в новой статье из цикла материалов об импортном регулировании.
Тарифы, пошлины, ставки — в чем разница? Разбираем на бананах: для импорта бананов на территорию России таможенным тарифом установлена комбинированная ставка обязательной к уплате таможенной пошлины в размере 4%, но не менее 0,015 евро (или эквивалентной суммы в рублях) за 1 кг.
Получается, что и «тариф», и «ставка», и «пошлина» — совершенно разные профессиональные термины. Проверьте свои знания — расставьте определения в соответствии с терминами, перетягивая варианты ответов:
Существуют следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах к стоимости облагаемых товаров – 5%;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров – $4 за кг;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида – 5% или $4 за кг.
0-2 из 3 баллов. Ничего страшного! В современном информационном поле часто можно услышать фразу «Подняли тарифы» и «Снизили пошлины», что может вводить в замешательство и сбивать с толку. На оборотной стороне карточек мы подготовили определения для каждого термина, раскрывающие суть значений.
3 из 3 баллов. Поздравляем! У вас прекрасное понимание сути таможенной терминологии и вы всегда знаете, что тариф изменяют, ставки повышают, а пошлины – платят и взымают. На оборотной стороне карточки можно ознакомиться с видами ставок, а также подробными определениями каждого термина.
Таким образом, если перед вами стоит задача определить размер таможенной пошлины, вам следует:
1. Открыть таможенный тариф 1 .
2. Определить ставку, соответствующую вашему товару.
3. Рассчитать на её основе и с учётом характеристик товара размер таможенной пошлины, подлежащей уплате.
При этом не следует забывать, что окончательное решение о классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой (иными словами, определение подходящей ставки) принимается таможенным органом.
Таможенные органы в России регулируют четыре вида платежей при осуществлении внешней торговли: вывозные или экспортные пошлины, налог на добавленную стоимость, ввозные или импортные пошлины, а также таможенные сборы. Таможенным тарифом определяются только импортные пошлины, остальные платежи регулируются постановлениями других ответственных органов исполнительной власти.
Если вернуться к примеру с бананами, то следует учитывать, что на них в России также действует НДС в размере 20%. Таким образом, импортная пошлина 4% на бананы является вторым по величине платежом и одним из самых ключевых, ведь от скорости оплаты зависит время прохождения таможенного контроля и, соответственно, срок поставки скоропортящегося товара на прилавки магазинов. Подробнее о процедурах таможенного оформления можно прочитать в статье FESCO Blog.
В глобальном плане сроки исполнения обязательств по контрактам и деловая репутация во многом связаны с импортными пошлинами, поэтому важно обеспечивать прозрачность и предсказуемость ставок таможенных пошлин для ведения разных видов бизнеса. Таможенный тариф в России пересматривается и утверждается не чаще одного раза в год c возможностью оперативных корректировок, которые должны вноситься в соответствии с утверждёнными процедурами и принятыми международными обязательствами.
Для каждой ставки таможенного тарифа у большинства государств зафиксированы максимально допустимые уровни. Если пошлина устанавливается сверх этого, то такие изменения должны быть обязательно обоснованы. В качестве аргументов могут выступать научно подтверждённые нормы сохранения состояния экономических отраслей либо нормы здоровья населения и национальной безопасности.
Максимальный уровень ставок таможенного тарифа не должен превышать уровни, заявленные страной или таможенной территорией при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), участником которой Россия является с 2012 года. Эти механизмы, заложенные в международной торговле ещё с середины XX века, обеспечивают прозрачность и предсказуемость условий для внешнеторгового бизнеса. В настоящее время они продолжают обеспечивать условия внешней торговли России со странами, с которыми у нас не заключено соглашений о свободной торговле.
Однако в последние годы ситуация сильно изменилась, и государства начали всё чаще использовать изменение ставок таможенных пошлин для достижения не всегда экономических целей. Кульминацией данного процесса стало введение Соединёнными Штатами Америки в феврале, а затем в апреле 2025 года новых ставок таможенного тарифа де факто без надлежащего предупреждения торговых партнёров.
В феврале были введены специальные ставки от 10 до 20% на товары из Китая, Мексики и Канады. В апреле же США установили универсальные пошлины практически для всех стран. В том числе были внедрены «заградительные» ставки на товары крупнейших торговых партнёров, 11 из которых формируют более 60% импорта в США или свыше $1,5 трлн ежегодно.
Примечание: США не вводили дополнительных ставок на товары из России, однако они и так уже облагаются специальными пошлинами в размере 35%, а для некоторых категорий товаров — в размере 70%. Данные показатели приведены для сравнения.
В данном случае введение только одной 10% универсальной ставки создаёт дополнительные издержки в размере свыше $150 млрд в год, а долгосрочный эффект снижения мирового ВВП оценивается 2 в 1%.
Событие привело к увеличению издержек импортёров и, как следствие, потребителей — вплоть до отказов забирать товары из портов в случае, когда было дешевле зафиксировать убытки, чем пытаться договориться со всей цепочкой контрагентов и потребителей. Известен случай 3 , когда американский импортёр игрушек из Китая заплатил около $20 тыс. за 2 контейнера продукции стоимостью в $100 тыс., потому что ставка тарифа была изменена с 0 до 20% в пути следования контейнера.
Вот так выглядели документы Viahart Educational Toy Company к моменту прибытия груза в США после введения универсальной 20% ставки на товары из Китая.
При этом компания не смогла заложить данные расходы в конечную цену партии товара, так как она уже была продана покупателю. Многие импортеры в аналогичных ситуациях предпочитали отказываться от груза в порту. Что бы вы выбрали?
Альтернативой отказу от грузов в портах выступают попытки обойти тарифы с помощью внутренних поставок (так называемого импортозамещения), а также изменения маршрутов торговли путем смещений цепочек поставок. Например, Индия начала предлагать компаниям из Китая программы субсидий для релокации, Китай активизировал взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии, а американский бизнес обратился к торговым связям с Японией и Кореей. Еще одним примером экстренного реагирования стали действия Apple Inc., которая после анонсированных изменений в таможенном тарифе в срочном порядке вывезла со своих фабрик в Индии 600 тонн или 1,5 млн телефонов в США.
Однако в результате ответной реакции государств и бизнеса, попавших под действие новых американских ставок, США приостановили действие нового тарифа на 90 дней — до ноября 2025 года. Также началось проведение переговоров, результаты которых мы скоро будем наблюдать в реальном времени.
В быстро меняющемся мире международной торговли бывает сложно уследить за всеми нюансами. Страны всё чаще и быстрее изменяют условия импорта товаров. Соблюдение многочисленных таможенных правил при ведении внешнеторговой деятельности может оказаться сложной задачей с большим количеством подводных камней.
Ошибки в оформлении документов, несвоевременная подача деклараций или незнание специфических требований той или иной страны могут привести к задержкам грузов, штрафам и даже потере партнёров. Чтобы обезопасить себя от рисков и сосредоточиться на развитии бизнеса, лучше доверить решение таких задач надёжному и опытному партнёру — FESCO.
Наша Группа выступает таможенным представителем и предоставляет своим клиентам услуги по таможенному оформлению коммерческих партий грузов, ввозимых любым видом транспорта.
До скорых встреч!
1 Россия использует в качестве таможенного тарифа Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).
2 UBS Investment Bank. Economics & Strategy (2025). Quantifying Trump's reciprocal tariffs. Доступно по ссылке
3 The Wall Street Journal (2025). For Importers Rushing to Beat Tariffs, It’s Life on the Edge. Доступно по ссылке