Россия-Турция: логистика под давлением

Россия-Турция: логистика под давлением

Для российско-турецкой торговли сейчас непростое время. В последнее время товарооборот снижается из-за санкций, оказывающих давление как на компании, так и на банки, которые опасаются принимать платежи из России. Как российским логистическим компаниям не потерять турецкий рынок и какие здесь могут быть пути развития в нынешних условиях - разбираемся с экспертами FESCO.

Опубликованные в июле этого года турецким статистическим агентством TurkStat данные показывают следующее:

  • Турецкий экспорт в Россию за первые шесть месяцев 2024 года снизился на 28,3% до $4,16 млрд по отношению к первому полугодию 2023 года. Тогда он находился на уровне $5,8 млрд.
  • Российский экспорт в Турцию за первое полугодие 2024 года составил $22 млрд, что на 10% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.

Основную часть товарооборота между Россией и Турцией – порядка 70% – составляет экспорт из России энергоносителей (нефть, газ, уголь). Примерно 15% российского экспорта в Турцию приходится на металлургию, далее идет продукция АПК – пшеница, мука.

Импортирует же Россия из Турции сельхозпродукцию (фрукты, орехи), изделия из пластмассы, оборудование, запчасти, то есть те грузы, которые в основном перевозятся в контейнерах.

Помимо трудностей с платежами, вызванных санкционным давлением, российские логистические компании сталкиваются и с проблемой дисбаланса контейнерного оборудования.

Ситуация на линиях

личный кабинет

Объемы турецких грузов в адрес порта Новороссийска за семь месяцев этого года снизились на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Основное падение было отмечено в первом квартале, летние же объемы были практически идентичны. Если говорить про грузопотоки, то снижается доля бытовой техники и растут объемы автозапчастей. Небольшую долю занимают товары, ввозимые в рамках транзитных сервисов FESCO через Турцию.

Что касается балансировки контейнерного оборудования экспорт-импорт, сейчас она составляет примерно 70%. Из Турции приходят загруженные контейнеры, а вот при отправке обратно их удается заполнить товарами лишь частично. Из России везут ПВХ-материалы, продукцию российских лесопильно-деревообрабатывающих комбинатов, бумагу. Однако на 100% балансировку выйти в данных условиях не представляется возможным, часть контейнеров приходится отправлять в Турцию порожними.

Явный дисбаланс возникает и при поставках турецких товаров в Россию в рефрижераторных контейнерах. По данным компании «Дальрефтранс» (отвечает в FESCO за перевозку режимных и скоропортящихся грузов), все, что сейчас возится по маршруту – это почти полностью импорт из Турции. Фрукты, овощи, замороженный картофель-фри, мороженная рыба. Чтобы импортировать эти товары в нашу страну, приходится отправлять в Турцию порожние рефконтейнеры.

На данный момент на регулярной морской линии (FESCO Turkey Black Sea) между Новороссийском и Турцией у Группы работает собственное судно с заходом в порты Амбарли и Гебзе три раза в месяц.

Проектные грузы

личный кабинет

Поставки в Турцию проектных негабаритных крупнотоннажных грузов имеют для России особое значение. Госкорпорация «Росатом» (в контур управления которой входит FESCO) строит в первую атомную электростанцию в Турецкой Республике АЭС «Аккую».

С 2021 года FESCO является единым логистическим оператором на грузовом терминале «Восточный», расположенном на площадке строительства АЭС «Аккую». Группа выполняет комплекс погрузо-разгрузочных и транспортных услуг, формирует необходимую логистическую инфраструктуру, а также обеспечивает обработку судов и грузов на терминале «Восточный». Штат FESCO включает специалистов в проектных перевозках, а также аккредитованную бригаду стропальщиков и стивидоров, которые отвечают за оказание всего спектра стивидорных и транспортных услуг на грузовом терминале «Восточный» и складах, расположенных на строительной площадке АЭС. С момента получения статуса единого оператора терминала «Восточный» FESCO обработала 45 судозаходов и перевалила около 200 тысяч фрахтовых тонн грузов для строящейся АЭС «Аккую», в том числе высокотехнологичного оборудования весом до 430 тонн.

Кроме того, в рамках контракта на логистические услуги FESCO осуществляет консолидацию проектных грузов в порту Санкт-Петербург и доставляет их на «Аккую» с периодичностью один раз в 2-3 месяца. Также поставки осуществляются с заводов госкорпорации «Росатом» в центральной России через порт Волгодонска судами «река-море». Часть грузов для «Аккую» транспортируется из Китая и Южной Кореи.

В сентябре 2024 года по итогам тендера FESCO вновь заключила договор с АО «АККУЮ НУКЛЕАР» (структура госкорпорации «Росатом», отвечает за проектирование, сооружение и последующую эксплуатацию АЭС «Аккую») и стала единым логистическим оператором терминала «Восточный» еще на три года.

Если говорить про Турцию как транзитную территорию для проектной логистики, то через нее тяжеловесные крупногабаритные грузы доставляются на крупные стройки в странах СНГ. Оборудование грузят на судно в Китае, в Турции осуществляется перевалка на суда «река-море», далее груз по Черному морю и Волго-донскому каналу идет в Астрахань, а оттуда в порты Каспийского моря. В портфеле FESCO есть несколько таких проектов, в ряде случаев Группа доставляла грузы весом свыше 230 тонн и оказывала весь спектр транспортно-логистических услуг.

Креативный подход

В сложившейся ситуации отечественным транспортно-логистическим компаниям приходится также думать о том, как противостоять растущей конкуренции локальных игроков, заметно укрепивших свои позиции в последнее время. Рынок морских перевозок в Турции становится все более высококонкурентным.

личный кабинет личный кабинет

Чтобы укрепить свои позиции на турецком направлении, FESCO развивает несколько направлений. Была открыта турецкая компания DBF Lojistik, которая выполняет роль представителя Группы в Турции. DBF Lojistik работает по 4 направлениям. Первое – доставка проектных грузов на АЭС «Аккую», второе – контейнерные перевозки в Новороссийск, третье – экспедирование грузов (перевозки генеральных и проектных грузов в Турции) и четвертое – фрахт, морские перевозки.

В настоящий момент активно прорабатывается идея развития железнодорожных доставок по территории Турции. В республике хорошо развита автодоставка, а вот ж/д транспортировка находится на начальном уровне. В планах FESCO связать все основные города Турции с портом Гебзе.

В ответ на запросы рынка FESCO рассматривает возможность поставить второй контейнеровоз на линию между Новороссийском и Турцией, который не только обеспечит дополнительные судозаходы в порты Амбарли и Гебзе, но будет и напрямую заходить в порты Мерсин и Измир. Это позволит увеличить регулярность отправок, что очень важно для ритейлеров, которые являются основными клиентами на данном маршруте. Для планирования своих цепочек поставок им важно, чтобы суда приходили еженедельно с фиксированными датами.

Планируется развивать уже существующее направление отправки в Россию сборных грузов, сегмент танк-контейнеров для импорта и экспорта жидкой химии и доставку негабаритных грузов и оборудования из Турции.

Кроме того, FESCO отмечает потребность рынка в 45-футовых широких (Pallet Wide) контейнерах, которые подходят для перетарки полной фуры в один контейнер. Сейчас идет работа по позиционированию такого оборудования в порты Турции.

Для наращивания интенсивности интермодальных решений по доставке грузов из Турции через Новороссийск и далее в Москву «от двери до двери» запущен второй еженедельный поезд Новороссийск-Москва.

Разрабатываются решения и в ответ на потребность в вывозе груза из Новороссийска в зимний период при ухудшении дорожных условий и нехватке автотранспорта для вывоза.

В подготовке материала принимали участие:
Светлана Прусова, директор дирекции по международному сотрудничеству и GR;
Анатолий Маркин, начальник отдела филиала ООО «ФИТ» в Новороссийске;
Владимир Обыденов, Почетный представитель ТПП России в Турции;
Светлана Алмазова, Начальник отдела управления проектами Департамента проектных грузов;
Данила Крохалев, директор DBF Lojistik;

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.