
Для российско-турецкой торговли сейчас непростое время. В последнее время товарооборот снижается из-за санкций, оказывающих давление как на компании, так и на банки, которые опасаются принимать платежи из России. Как российским логистическим компаниям не потерять турецкий рынок и какие здесь могут быть пути развития в нынешних условиях - разбираемся с экспертами FESCO.
Опубликованные в июле этого года турецким статистическим агентством TurkStat данные показывают следующее:
- Турецкий экспорт в Россию за первые шесть месяцев 2024 года снизился на 28,3% до $4,16 млрд по отношению к первому полугодию 2023 года. Тогда он находился на уровне $5,8 млрд.
- Российский экспорт в Турцию за первое полугодие 2024 года составил $22 млрд, что на 10% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Основную часть товарооборота между Россией и Турцией – порядка 70% – составляет экспорт из России энергоносителей (нефть, газ, уголь). Примерно 15% российского экспорта в Турцию приходится на металлургию, далее идет продукция АПК – пшеница, мука.
Импортирует же Россия из Турции сельхозпродукцию (фрукты, орехи), изделия из пластмассы, оборудование, запчасти, то есть те грузы, которые в основном перевозятся в контейнерах.
Помимо трудностей с платежами, вызванных санкционным давлением, российские логистические компании сталкиваются и с проблемой дисбаланса контейнерного оборудования.
Ситуация на линиях

Объемы турецких грузов в адрес порта Новороссийска за семь месяцев этого года снизились на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Основное падение было отмечено в первом квартале, летние же объемы были практически идентичны. Если говорить про грузопотоки, то снижается доля бытовой техники и растут объемы автозапчастей. Небольшую долю занимают товары, ввозимые в рамках транзитных сервисов FESCO через Турцию.
Что касается балансировки контейнерного оборудования экспорт-импорт, сейчас она составляет примерно 70%. Из Турции приходят загруженные контейнеры, а вот при отправке обратно их удается заполнить товарами лишь частично. Из России везут ПВХ-материалы, продукцию российских лесопильно-деревообрабатывающих комбинатов, бумагу. Однако на 100% балансировку выйти в данных условиях не представляется возможным, часть контейнеров приходится отправлять в Турцию порожними.
Явный дисбаланс возникает и при поставках турецких товаров в Россию в рефрижераторных контейнерах. По данным компании «Дальрефтранс» (отвечает в FESCO за перевозку режимных и скоропортящихся грузов), все, что сейчас возится по маршруту – это почти полностью импорт из Турции. Фрукты, овощи, замороженный картофель-фри, мороженная рыба. Чтобы импортировать эти товары в нашу страну, приходится отправлять в Турцию порожние рефконтейнеры.
На данный момент на регулярной морской линии (FESCO Turkey Black Sea) между Новороссийском и Турцией у Группы работает собственное судно с заходом в порты Амбарли и Гебзе три раза в месяц.
Проектные грузы

Поставки в Турцию проектных негабаритных крупнотоннажных грузов имеют для России особое значение. Госкорпорация «Росатом» (в контур управления которой входит FESCO) строит в первую атомную электростанцию в Турецкой Республике АЭС «Аккую».
С 2021 года FESCO является единым логистическим оператором на грузовом терминале «Восточный», расположенном на площадке строительства АЭС «Аккую». Группа выполняет комплекс погрузо-разгрузочных и транспортных услуг, формирует необходимую логистическую инфраструктуру, а также обеспечивает обработку судов и грузов на терминале «Восточный». Штат FESCO включает специалистов в проектных перевозках, а также аккредитованную бригаду стропальщиков и стивидоров, которые отвечают за оказание всего спектра стивидорных и транспортных услуг на грузовом терминале «Восточный» и складах, расположенных на строительной площадке АЭС. С момента получения статуса единого оператора терминала «Восточный» FESCO обработала 45 судозаходов и перевалила около 200 тысяч фрахтовых тонн грузов для строящейся АЭС «Аккую», в том числе высокотехнологичного оборудования весом до 430 тонн.
Кроме того, в рамках контракта на логистические услуги FESCO осуществляет консолидацию проектных грузов в порту Санкт-Петербург и доставляет их на «Аккую» с периодичностью один раз в 2-3 месяца. Также поставки осуществляются с заводов госкорпорации «Росатом» в центральной России через порт Волгодонска судами «река-море». Часть грузов для «Аккую» транспортируется из Китая и Южной Кореи.
В сентябре 2024 года по итогам тендера FESCO вновь заключила договор с АО «АККУЮ НУКЛЕАР» (структура госкорпорации «Росатом», отвечает за проектирование, сооружение и последующую эксплуатацию АЭС «Аккую») и стала единым логистическим оператором терминала «Восточный» еще на три года.
Если говорить про Турцию как транзитную территорию для проектной логистики, то через нее тяжеловесные крупногабаритные грузы доставляются на крупные стройки в странах СНГ. Оборудование грузят на судно в Китае, в Турции осуществляется перевалка на суда «река-море», далее груз по Черному морю и Волго-донскому каналу идет в Астрахань, а оттуда в порты Каспийского моря. В портфеле FESCO есть несколько таких проектов, в ряде случаев Группа доставляла грузы весом свыше 230 тонн и оказывала весь спектр транспортно-логистических услуг.
Креативный подход
В сложившейся ситуации отечественным транспортно-логистическим компаниям приходится также думать о том, как противостоять растущей конкуренции локальных игроков, заметно укрепивших свои позиции в последнее время. Рынок морских перевозок в Турции становится все более высококонкурентным.


Чтобы укрепить свои позиции на турецком направлении, FESCO развивает несколько направлений. Была открыта турецкая компания DBF Lojistik, которая выполняет роль представителя Группы в Турции. DBF Lojistik работает по 4 направлениям. Первое – доставка проектных грузов на АЭС «Аккую», второе – контейнерные перевозки в Новороссийск, третье – экспедирование грузов (перевозки генеральных и проектных грузов в Турции) и четвертое – фрахт, морские перевозки.
В настоящий момент активно прорабатывается идея развития железнодорожных доставок по территории Турции. В республике хорошо развита автодоставка, а вот ж/д транспортировка находится на начальном уровне. В планах FESCO связать все основные города Турции с портом Гебзе.
В ответ на запросы рынка FESCO рассматривает возможность поставить второй контейнеровоз на линию между Новороссийском и Турцией, который не только обеспечит дополнительные судозаходы в порты Амбарли и Гебзе, но будет и напрямую заходить в порты Мерсин и Измир. Это позволит увеличить регулярность отправок, что очень важно для ритейлеров, которые являются основными клиентами на данном маршруте. Для планирования своих цепочек поставок им важно, чтобы суда приходили еженедельно с фиксированными датами.
Планируется развивать уже существующее направление отправки в Россию сборных грузов, сегмент танк-контейнеров для импорта и экспорта жидкой химии и доставку негабаритных грузов и оборудования из Турции.
Кроме того, FESCO отмечает потребность рынка в 45-футовых широких (Pallet Wide) контейнерах, которые подходят для перетарки полной фуры в один контейнер. Сейчас идет работа по позиционированию такого оборудования в порты Турции.
Для наращивания интенсивности интермодальных решений по доставке грузов из Турции через Новороссийск и далее в Москву «от двери до двери» запущен второй еженедельный поезд Новороссийск-Москва.
Разрабатываются решения и в ответ на потребность в вывозе груза из Новороссийска в зимний период при ухудшении дорожных условий и нехватке автотранспорта для вывоза.
В подготовке материала принимали участие:
Светлана Прусова, директор дирекции по международному сотрудничеству и GR;
Анатолий Маркин, начальник отдела филиала ООО «ФИТ» в Новороссийске;
Владимир Обыденов, Почетный представитель ТПП России в Турции;
Светлана Алмазова, Начальник отдела управления проектами Департамента проектных грузов;
Данила Крохалев, директор DBF Lojistik;