ТОП-7 событий в логистике 2022

ТОП-7 событий в логистике 2022

2022 год был переломным для логистики в России. Рассматриваем ТОП-7 событий ушедшего года по версии экспертов FESCO и рассказываем о решениях компании в ответ на новые вызовы.

1. Введение санкций на группы товаров

ТОП-7

Ограничения в первую очередь повлияли на взаимодействие с недружественными странами. Практически полностью прекратились поставки товаров на Запад — в Европу и Америку. На Востоке серьёзные ограничения возникли на японском направлении. Это привело к возникновению трейдинговых схем, благодаря которым товары по-прежнему поставляются по назначению, но через третьи страны. Но основное последствие санкций в том, что практически все прерванные грузопотоки пошли новыми маршрутами через Восток. Речь идёт, например, об удобрениях, пиломатериалах, полимерной продукции в экспорте и об оборудовании, компонентах, комплектующих и химическом сырье в импорте.

По товарным группам, которые теперь идут через восточные коридоры, FESCO постоянно разрабатывает и предлагает новые интермодальные решения. В ответ на ограничения по морским и автомобильным маршрутам на западном направлении Транспортная группа в апреле 2022 года запустила регулярный железнодорожный контейнерный сервис FESCO European Railway Network (FERN) из стран Европы в Россию и обратно.

2. Уход из России крупнейших международных контейнерных перевозчиков

ТОП-7

С начала весны о прекращении сотрудничества с Россией объявило большинство крупнейших международных контейнерных перевозчиков. Среди них датская компания Maersk, французская CMA CGM, японская ONE (Ocean Network Express), немецкая Hapag-Lloyd, тайваньская Yang Ming и другие. Швейцарско-итальянская MSC (Mediterranean Shipping Company) осталась в России, но принимает к перевозке только «гуманитарные» грузы.

Как следствие, привычная нам логистика «поломалась», существующие логистические цепочки разорвались, и в какой-то момент могло показаться, что коллапс неизбежен. Однако этого коллапса не произошло. Рынок быстро сориентировался и начал строить новые контейнерные маршруты. В этом плане логистика оказалась более гибкой и готовой к переменам, чем многие другие отрасли.

В 2022 году FESCO запустила новые морские линии в Турцию — FESCO Turkey Black Sea Service (FTBS) и во Вьетнам — FESCO Vietnam Direct Line (FVDL), их обслуживает собственный флот Группы. Также было запущено множество новых интермодальных проектов. Всего открыто 17 новых сервисов.

Благодаря действиям участников логистического рынка работа транспортной сферы не остановилась, а, наоборот, стабильно продолжается.

3. Рекордный рост стоимости активов логистических компаний

Речь, в первую очередь, о контейнерах и судах. В начале года участники рынка говорили, что цена контейнеров увеличилась в 1,8 раз до $6 700 за сорокафутовый контейнер. Суда-контейнеровозы подорожали в 4 раза. В целом в терминальной и портовой логистике стоимость активов подскочила
на 20–30%. Интересно, что к концу года активы столь же резко подешевели.

Несмотря на такую ценовую турбулентность, компания FESCO, видя потребность клиентов в формировании новых сервисов, пополнила свой флот новым судном.

4. Параллельный импорт

Ввоз товаров в Россию без согласия их правообладателей или производителей правительство РФ одобрило в марте, а сам механизм заработал в мае прошлого года, после того как был опубликован список товаров, подлежащих параллельному импорту (в нём 95 категорий). В декабре глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин сообщил, что объём параллельного импорта превысил $20 млрд. В основном это автомобили, станки и оборудование. Всего в Россию было ввезено 2,4 млн тонн товаров.

Основные страны, из которых идёт параллельный импорт — это Китай, Турция и Казахстан. По всем этим направлениям FESCO осуществляет перевозки и внедряет новые сервисы.

5. Смена собственников производственных активов ушедших компаний


Иностранные компании, ушедшие из России, продают или передают свои активы новым владельцам. Это либо российские инвесторы, либо инвесторы из дружественных стран. Самый наглядный пример — автопром. На заводах ушедших европейских брендов налаживается выпуск новых автомобилей, в основном китайских. Это, в свою очередь, сильно влияет на логистический рынок и требует перестройки основополагающих грузопотоков. Логистика в целом перестраивается под потребности новых владельцев, появляются новые сервисы и решения.

FESCO активно участвует в автомобильном сегменте логистического рынка. Несмотря на падение продаж машин, объём грузопотока Транспортной группы на данном направлении в прошлом году составил 84 000 автомобилей, что на 33% выше, чем годом ранее (в 2021 году было перевезено 63 000 автомобилей).

6. Изменение структуры контейнерного парка в России


Во-первых, на рынке появилось большое количество китайских контейнеров, которые быстро и эффективно заменили контейнеры ушедших компаний. Во-вторых, собственный контейнерный парк существенно нарастили отечественные перевозчики. Так, парк контейнеров FESCO в прошлом году превысил 130 000 TEU.

Таким образом, если раньше российский рынок был в основном рынком линейных контейнеров, то сейчас это большей частью рынок контейнеров, находящихся в собственности российских и китайских компаний. Можно сказать, что цвета контейнерного парка в России кардинально поменялись.

7. Перевозка контейнеров полувагонами

Своевременным для отечественного логистического рынка стало решение РЖД о возможности использования полувагонов для перевозки контейнеров. Это позволило разгрузить дальневосточные порты, которые во второй половине года были забиты под завязку контейнерами с импортными грузами, а также частично решить проблему дисбаланса логистического оборудования. Фитинговых платформ для вывоза контейнеров с Дальнего Востока стало не хватать, так как на экспорт в основном пошли грузы, перевозимые в полувагонах: уголь, руда, пиломатериалы, металлы.

Эта мера, а также организация движения сдвоенных поездов позволили достичь роста показателей по перевозке контейнеров. И это несмотря на санкции и общий неблагоприятный фон. РЖД отчитались, что по итогам 2022 года во всех видах сообщения было отправлено 6,52 млн TEU, что на 0,3% больше, чем в 2021 году.

FESCO активно использует полувагоны для доставки контейнеров как с Востока на Запад, так и в обратном направлении. В компании считают, что это ситуативное решение, которое может быть задействовано в пиковые периоды, когда необходимо вывезти большие объёмы грузов в сжатые сроки. Однако на постоянной основе перевозки контейнеров на фитинговых платформах остаются самым современным, безопасным и эффективным способом.


В подготовке материала принимали участие:
Алексей Кравченко, коммерческий директор ООО «ФИТ»;
Максим Шишков, директор по стратегии и развитию ПАО «ДВМП»;
Юлия Киселева, начальник отдела маркетинговой аналитики ПАО «ДВМП».

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.