Тренды в логистике 2023 года, которые остаются актуальными и сегодня

Тренды в логистике 2023 года, которые остаются актуальными и сегодня

В 2023 году на российском логистическом рынке продолжили свое развитие некоторые тенденции, появившиеся годом ранее, и произошёл ряд событий, подтолкнувших транспортно-логистические компании к разработке новых маршрутов и схем. Вместе с экспертами FESCO представляем ТОП-6 событий и трендов ушедшего года, которые остаются актуальными и в 2024 году.

Квоты на провоз контейнеров по железной дороге

мифы

Вопрос загруженности железнодорожной инфраструктуры стал препятствием для работы контейнерных операторов еще в 2022 году. Чтобы обеспечить регулярное движение контейнерных поездов из Московского транспортного узла в сторону Восточного полигона и найти справедливый способ распределения провозных мощностей между участниками перевозочного процесса, в начале 2023 года РЖД в порядке эксперимента изменило систему согласования для отправок контейнерных поездов. Утверждение заявки стало зависеть от перерабатывающей способности контейнерных терминалов. То есть квоты на отправку поездов стали распределяться не между железнодорожными операторами, а между терминалами. Участники рынка сочли эту схему не совсем справедливой и предложили свои подходы. Например, распределять лимиты по «историческим» данным операторов (кто раньше много возил, тому и больше квот). Другой вариант - давать больше квот тем, кто располагает значительным подвижным составом (фитинговыми платформами). Третий подход – половина квот распределяется между операторами контейнерных поездов, половина — между терминалами. Дискуссия пока не закончена.

Вместе с тем, по мнению специалистов FESCO, особое место в распределении провозных мощностей РЖД должно быть отведено рефрижераторным контейнерам. Скоропортящиеся продукты питания отправляются рефконтейнерами не только на экспорт, но и, например, в порты Дальнего Востока России, в том числе в рамках программы северного завоза. Поэтому предлагается вывести рефрижераторные контейнерные поезда (состоящие на 90% из рефконтейнеров) в отдельную категорию, чтобы они без лимитов принимались к отправке, так как они преимущественно перевозят социально значимые грузы.

Возврат логистики на Запад и Юг России

Загруженность Восточного полигона и портовой инфраструктуры Дальнего Востока заставили логистические компании искать пути возврата в порты Северо-Западного и Южного бассейнов. Стали выстраиваться новые логистические маршруты, появляться прямые морские линии.

Огромный потенциал для внедрения новых логистических решений, в том числе мультимодальных, сейчас есть у Северо-Запада России, где хорошо развита портовая и железнодорожная инфраструктура, оказавшаяся после ухода западных компаний существенно недозагруженной.

За 2023 год оборот Контейнерного терминала Санкт-Петербург увеличился на 33,1% по сравнению с прошлым годом и составил 558,7 тыс. TEU.

Контейнерооборот через порт Новороссийск в прошлом году составил 384,2 тыс. TEU, что на 158,4% больше, чем годом ранее.

Подробнее о логистике на океанских маршрутах читайте в нашей статье.

Субсидии для логистики

мифы

Существенную роль в возврате логистики на Балтику сыграла правительственная субсидия, постановление о которой было принято летом прошлого года. Согласно документу, экспортеры продукции лесопромышленного комплекса могли компенсировать до 80% затрат на транспортировку через Северо-Запад России. Всего на эти цели в 2023 году выделялось 3,4 млрд рублей.

Субсидия была призвана перенаправить потоки с Дальнего Востока и со своей задачей справилась. Даже привела к обратному дисбалансу – возникла схема, когда производители ЛПК везли свою продукцию с восточных заводов в Сибири через Санкт-Петербург, а не через дальневосточные порты

Также была запущена субсидия на морские перевозки в Калининградскую область. Она будет действовать и в этом году. Объем может составить 1,8 млрд. руб.

Кстати, FESCO занимает на этом направлении одну из ведущих ролей. В феврале 2023 года был запущен регулярный каботажный сервис из Санкт-Петербурга в Калининград и в обратном направлении – FESCO Saint-Petersburg Kaliningrad Line. На линии работает контейнеровоз «ФЕСКО Нагаево» вместимостью 508 TEU. За год существования сервиса было перевезено 16 тыс. TEU грузов. В основном это строительные материалы, товары народного потребления, машинокомплекты, готовые автомобили и продукты питания, в том числе и в рефконтейнерах. Таким образом, FESCO поддерживает снабжение Калининграда, а также вывозит готовую продукцию предприятий анклава, обеспечивая их стабильную работу.

Развитие ключевых контейнерных ниш

мифы

Автомобили и сельскохозяйственные грузы перевозили в контейнерах и раньше, однако кратный рост поставок в этих сегментах в 2023 году позволяет говорить о появлении новых контейнерных ниш.

С уходом западных автоконцернов из России их место активно занимают китайские автопроизводители. В контейнерах к нам едут как готовые автомобили, так и автокомплектующие для вновь открывающихся на территории страны производств. Эти импортные грузы стали основными, которые приходят в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска по маршрутам deep sea. В структуре всего импорта из Китая автосегмент занимает порядка 18%, а объем поставок китайских автомобилей в контейнерах относительно 2022 года вырос более чем в десять раз.

Если говорить об экспорте, то тут явно растет доля контейнерных поставок сельскохозяйственной продукции, в том числе и за счет процесса продолжающейся контейнеризации АПК. Так, перевозка масложировой и зерновой продукции сервисом FESCO Agro в 2023 году превысила 10,5 тыс. TEU в экспортном направлении, что более чем в 8 раз превышает показатель прошлого года. Отправка в контейнерах существенно сокращает транзитное время груза, потому что ему не требуется перетарка. Это позволяет не зависеть от перевалочной инфраструктуры портов. А открывшийся огромный рынок Китая ориентирован как раз на контейнеры.

Помимо зерновых, Китай является ключевым экспортным рынком для рефрижераторных грузов России. Китай, кстати, снял в прошлом году запрет на поставки российской свинины. И это еще одна точка роста в перевозках экспортных грузов. Для этого FESCO подготовилась заранее – в строй введены купленные в конце 2022 года 1200 рефрижераторных контейнеров, дополнительно приобретены еще 300 единиц. Таким образом, сейчас у Группы самый большой и самый «молодой» парк рефконтейнеров в России.

Развитие географии морских перевозок

Все больше и больше стран связываются с российскими портами новыми морскими линиями, через новые схемы трансшипмента. Российские логистические компании выходят на рынки Индии, Африки, Южной Америки, Юго-Восточной и Южной Азии.

Транспортная группа FESCO занимает лидирующие позиции в выстраивании новых маршрутов. В 2023 году компания запустила морскую линию FESCO Baltorient Line (FBOL) из портов Китая в Санкт-Петербург. Транзитное время в пути составляет порядка 36 – 37 дней. Это первая российская морская контейнерная линия между Китаем и российскими портами Балтийского моря через Суэцкий канал без перевалки в портах Европы.

В рамках развития внешнеторговых маршрутов по Deep Sea был запущен прямой морской сервис FESCO Indian Line по маршруту Новороссийск – Нава-Шева – Мундра и в обратном направлении. Также в 2023 году была запущена прямая регулярная морская линия FESCO Egypt Direct Line (FEDL), которая соединяет Александрию (Египет) с Новороссийском.

По ряду уже существовавших международных сервисов была увеличена география (порты судозаходов) и вместимость линий.

На 2024 год у FESCO также большие планы по развитию географии в различных регионах планеты. Следите за анонсами!

ВМТП – первый контейнерный порт в России

мифы

Владивостокский морской торговый порт (входит в Транспортную группу FESCO) четыре года подряд удерживает позицию первого контейнерного порта в стране. В прошедшем году порт обновил собственный рекорд по контейнерообороту, обработав 859,4 тысячи TEU. Рост составил 13%. При этом причальные мощности ВМТП сейчас задействованы на 70-75%, сохраняется потенциал для дальнейшего роста.

Эффективная работа порта достигается не только за счет его уникального расположения, но и благодаря целому комплексу организационных мероприятий. Так, в прошлом году складские площади порта были увеличены более, чем на 2 тыс. TEU. Своевременно закупается новое оборудование – краны, ричстакеры, автопогрузчики, терминальные тягачи, полуприцепы. Активно развиваются IT-сервисы, позволяющие существенно упростить взаимодействие между участниками ВЭД и сократить время оформления груза.

Особо стоит отметить работу с ключевым партнером – железной дорогой, по которой прибывает и убывает более 70% грузов. Оттачивание приема и отправки контейнерных поездов на станции Владивосток позволило достичь показателя до 50 составов в неделю. Ранее предел был 37 составов.

В планах ВМТП достичь годового контейнерооборота в 1 млн TEU.

В подготовке материала принимали участие:
Алексей Кравченко, коммерческий директор ООО «ФИТ»;
Елена Казарина, коммерческий директор ПАО «ВМТП»;
Андрей Гречкин, генеральный директор ООО «Дальрефтранс».

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.