/ru/

Трудности логистики: задержка морских перевозок

Трудности логистики: задержка морских перевозок

Нередко грузовладельцы удивляются причинам задержек судов и особенно тому факту, что морские перевозчики не гарантируют четкие сроки доставки груза по морю. В свою очередь интернет на страницах российских и зарубежных сайтов кишит объяснениями на тему причин задержек. Однако эти объяснения зачастую не уделяют должного внимания основному фактору – погоде.

Основные причины

Одной из самых понятных причин задержки судна является его поломка. Однако, несмотря на очевидность этой проблемы, морские линии сталкиваются с ней не чаще 1-2 раз в год. При этом зачастую операторы успевают найти замену достаточно быстро, чтобы избежать выпадения из графика. Причина редкости подобных форс-мажоров заключается в регулярных технических осмотрах, которые проходят суда.

Забастовки в портах тоже ощутимое явление, которое вместе с тем случается относительно редко. В современном мире, когда все забастовки согласуются с профсоюзом и заранее регистрируются, достаточно несложно предсказать возможные задержки.

В то же время существует понятие «итальянской забастовки», которая предполагает полное исполнение работниками своих обязанностей, ни на шаг не отходя от предписаний компании, но вместе с тем затягивая производственный процесс. При подобных забастовках время обработки судна может увеличиваться в два раза.   

От сезона туманов до тихоокеанских тайфунов

В отличие от вышеперечисленных причин метеофакторы носят сезонный и масштабный характер, останавливая движение всех судов в затронутой природным явлением акватории, так как создают угрозу, превосходящую пределы безопасности экипажа, судна и груза.

Сезон туманов

На протяжении года сменяются сезоны, принося мореходам все новые трудности. К примеру, в апреле начинается сезон туманов, который приводит к ограничению движения судов. В открытом море туман не препятствует судоходству, однако, вблизи портов и в узких водных путях, таких как проливы и реки, появляется риск столкновения. Поэтому во время сезона туманов в целях безопасности порты нередко ограничивают движение.

Особую опасность туманы представляют для портов, расположенных на реках, например, порт Антверпена. Низовье реки Шельда, на обоих берегах которой расположился город, сильно изогнуто, судоходство по нему в туман создает высокие риски столкновения.

Другим опасным для морских перевозок метеофактором являются тропические циклоны. Затрагивая акватории трех океанов (кроме Северного Ледовитого), ураганы и тайфуны препятствуют движению кораблей в глобальном масштабе.

Сезон тайфунов длится с мая по ноябрь, но до тихоокеанского побережья Азии он добирается лишь к середине лета. В то время как дальневосточные порты России надежно защищены от стихийного бедствия территориями соседних государств, на Китай приходится его эпицентр. Поэтому для торговли с Китаем тайфуны являются главным источником задержек.

Тропические циклоны

В 2018 году сезон тихоокеанских тайфунов, затронувший Китай, затянулся с августа по ноябрь. В этот период суда вынуждены были ждать до 5 суток, чтобы выйти из порта. Портовые краны не справляются с ветром и лишены возможности разгружать суда в привычном темпе. Более того, сезон тайфунов оставляет после себя серьезные разрушения. Сильный ветер повреждает портовую инфраструктуру, восстановление которой требует времени. Как следствие пропускная способность портов сокращается.

Специфика морских перевозок

У каждого порта есть график приема судов. Если судно не попадает в свое расписание, оно должно ждать окно - свободное место в графике. Конечно, при возникновении чрезвычайных ситуаций оператор может постараться войти в расписание. Во-первых, за счет увеличения скорости, что влечет за собой потерю маржинальности ввиду увеличенного расхода топлива. Во-вторых, за счет пропуска портов или не полной загрузки судна.

Однако стоит понимать, что если часовое отставание еще возможно догнать, то суточное – нет.

При этом одна-единственная задержка, которую перевозчик не смог наверстать, создает эффект снежного кома. От порта к порту судну приходится искать окна, чтобы встать на рейд вне расписания.

Если причина задержки носит не частный характер, а возникает в равной степени для всех морских линий, оперирующих в конкретной акватории, то появляется пробка – очередь, которая затягивается на продолжительное время. Например, после сезона тихоокеанских тайфунов в 2018 году суда не могли войти в расписание на протяжении месяца.

Особенно это касается таких портов, как Шанхай, заход в которые возможен только по «большой воде»[ 1 ]. Полусуточные приливы и отливы, свойственные гавани Шанхая, сокращают максимальное количество судов, которые успевают встать на рейд в день, до четырех. В итоге даже при нормализовавшейся погоде образовавшаяся пробка не может рассосаться на протяжении нескольких недель, а суда вынуждены стоять в порту в ожидании причала до 5 дней.

Море - важная часть логистической цепи

В основе большей части задержек судов лежат объективные причины, не зависящие от морских операторов. Поэтому необходимо с пониманием относиться к изменению в расписании любой морской линии. Тем более что морские перевозки являются неотъемлемой частью логистической цепочки.

Статистика показывает, что несмотря на метеофакторы морские перевозки являются одним из самых популярных и экономически целесообразных видов транспортировки. В 2018 году по морю было перевезено порядка 600 млн TEU, при этом рост относительно прошлого года составил более 5%. 


[1] Большая вода - морской прилив

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.