/ru/

Вклад логистов в Победу

Вклад логистов в Победу

В 2020 году мы отмечаем 75 годовщину победы в Великой Отечественной войне, в которой не малую роль сыграли работники транспортной отрасли. Команда FESCO напомнила о подвигах советских логистов.

Ленд-лиз

Героизм работников транспортной отрасли не раз проявлялся в ходе перевозок ресурсов и техники, поставляемых союзниками в СССР в рамках военной помощи. Эти поставки вошли в историю под термином «Ленд-лиз» и осуществлялись по трем маршрутам: Арктическому, Трансиранскому и Тихоокеанскому.

Арктические конвои, следовавшие из американских и британских портов, были самыми быстрыми, но они подвергались наибольшей опасности. Путь от восточного побережья США до Мурманска занимал около двух недель. Однако более 15% судов было потоплено.

Перевозка через Персидский залив наоборот была самой длинной и занимала 75 дней: американским судам приходилось огибать всю Африку, чтобы добраться до Персидского залива, так как Средиземное море контролировалось Италией.

Основным же был тихоокеанский маршрут из США на Дальний Восток СССР, где из-за войны между Америкой и Японией перевозка полностью осуществлялась силами Советского Союза.

За годы войны на этом маршруте Дальневосточное морское пароходство (ДВМП – головная компания Транспортной группы FESCO) перевезло 47,1% всех поставок союзников.

Несмотря на советско-японский пакт о нейтралитете, этот маршрут не был безопасным: суда задерживались японцами, их топили неопознанные подлодки, известны даже случаи, когда советские суда по ошибке подвергались атаке союзников. В общей сложности было задержано 178 судов, 25 было потоплено, в рейсах погибли более 300 моряков. Однако, мужество и героизм работников ДВМП не были забыты: почти 2,5 тысячи человек получили ордена и медали.

Эвакуация промышленности

Советские логисты не только обеспечили поставку ресурсов и техники от союзников, но и внесли вклад в сохранение отечественной промышленности. Ими была совершена поистине выдающаяся и не имеющая исторических аналогов операция по эвакуации заводов из европейской части СССР на Урал.

Только за первый год войны было перенесено несколько тысяч предприятий вместе с рабочими. Процесс эвакуации всегда происходил по одной и той же схеме: все оборудование демонтировали, погружали на поезда и отправляли на восток, где заводы в экстренном режиме собирали заново.

Сложность этой операции заключалась, в том числе, в слабой развитости железнодорожной инфраструктуры. Помимо дефицита подвижного состава логисты испытывали нехватку пропускной способности железнодорожных сетей: многие участки были одноколейными.

Логистам предстояла нелегкая задача: учесть при построении маршрутов передвижение не только сотни эшелонов с эвакуированными предприятиями на восток, но и поездов с новобранцами из Сибири, следующими на фронт.

К сожалению, не все заводы удалось эвакуировать до наступления противника, а часть оборудования была потеряна в ходе транспортировки. Особенно это касается предприятий, расположенных на территории Украины и Белоруссии, которые первыми подверглись атаке врага. Однако, большая часть промышленности была успешно эвакуирована, что помогло Советскому Союзу выиграть в этой нелегкой войне.

Дорога жизни

В сентябре 1941 года все автомобильные и железнодорожные магистрали Ленинграда были заблокированы: город практически оказался отрезан от страны. Единственный путь, по которому возможно было завозить продовольствие в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, проходил через Ладожское озеро.

Однако, водный конвой работал лишь в период навигации. Поэтому к середине ноября, когда озеро начало замерзать, специалисты подготовили проект Военной автомобильной дороги №101, которая была прозвана ленинградцами «Дорогой жизни». Магистраль, проходившая по замершей поверхности Ладожского озера, постоянно находилась под обстрелом немецкой авиации и артиллерии, а пришедшие вместе с зимой сильные метели заметали дорогу и мешали ориентироваться, но водители, рискуя жизнью, старались совершить два рейса за день. За первые три месяца пропало более 300 автомобилей.

«Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса!»


В период блокады по «Дороге жизни» было перевезено более 1,6 тысячи тонн грузов и эвакуировано почти 1,4 тысячи человек. Однако точное число людей, погибших здесь под обстрелом или на тонком льду, неизвестно. Еще несколько десятилетий после войны из озера доставали машины героев, рискнувших своей жизнью ради спасения жителей блокадного Ленинграда.
FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.