Зеленый свет в конце тоннеля

08 апреля

Состояние экологии нашего «дома» - вопрос, которым сейчас задаются даже дети. Обусловлено это пагубным воздействием человечества на экологию: промышленные выбросы в атмосферу, выхлопы углекислого газа транспортными средствами, вырубка лесов и масштабные лесные пожары. В нашей новой статье мы решили подробнее рассказать о влиянии человеческой деятельности и, в частности, логистики на окружающую среду.

Как обстоят дела на сегодня?

Эксперты выдвигают различные мнения относительно причин изменения климата на планете. Одни из них считают, что это естественный циклический процесс, происходящий независимо от деятельности человека. Другие же находят в климатических изменениях отчетливые следы человека, а именно – различные выбросы в атмосферу в процессе промышленной деятельности.

Например, российские ученые института океанологии РАН пришли к выводу о том, что человеческая деятельность не является решающим фактором планетарных климатических изменений. По их мнению, главную роль в распределении температуры в нижних слоях воздушной оболочки Земли играют не парниковые газы, а конвекция[ 1 ] и процессы конденсации влаги.

Мнения о непричастности углекислых выбросов придерживается также Глава Минэнерго США Рик Перри. Находятся также и те, кто считает промышленные выбросы не большей угрозой для климата, чем выбросы, производимые во время извержений вулканов.

Одной из основных причин изменения климата, связанных с деятельностью людей, принято считать усиление парникового эффекта в нашей атмосфере. Само явление парникового эффекта является необходимым для нашей привычной жизни: без него температура на Земле составляла бы в среднем -15℃. Однако выбросы определенных веществ в атмосферу усиливают задержку тепла в нем. Источники этих выбросов различны: извержения вулканов, промышленные предприятия, транспортные средства.

Влияние транспорта на экологию

Давайте подробнее рассмотрим влияние транспортных средств на экологию. Мы проранжировали их в зависимости от примерного объема выброса CO2 в атмосферу, приходящегося на перевозку одного контейнера из Токио в Берлин, а также сопоставили с годовыми выбросами CO2, производимыми пассажирскими автомобилями:

Данные были рассчитаны с помощью онлайн-сервиса CARBON CALCULATOR от DHL.

Выброс вредных веществ напрямую зависит от технических характеристик транспортного средства, от используемого вида топлива, от скорости передвижения, загруженности и т.д. Однако данный вид ранжирования все равно будет сохраняться.

Говоря об экологичности железнодорожного транспорта, следует учитывать вид рельсового подвижного состава.

Тепловозы работают на основе двигателя внутреннего сгорания, который приводится в действие за счет использования топлива. Они являются экологичными относительно других транспортных средств, перечисленных выше, однако выхлоп углекислого газа все равно присутствует, хоть и не в больших объемах.

Другой вид – электропоезд – работает с помощью токоприемников, получающих энергию от внешней контактной сети. Данный вид подвижного состава не загрязняет окружающую среду, однако требует электрификации железнодорожных путей. Транссибирская магистраль – одна из самых длинных железных дорог из всех, существующих в мире, является стратегически важной частью мировой логистики. Большая часть подвижного состава, курсирующего на данном участке с целью перевозки груза, представлена электропоездами. На сегодняшний день на электрической тяге в ОАО "РЖД", согласно заявлениям представителей компании, перевозится более 85 % грузов, что уже является хорошим показателем.

Мировые практики

Для регуляции процесса глобального потепления существуют международные организации и комиссии. Так, например, International Maritime Organization с 1 января 2020 ввела новые требования к используемому морскому топливу для снижения его влияния на окружающую среду.

Не остаются в стороне и международные компании. Одной из главных тенденций, характеризующих 2020 год, является переход компаний от eco-responsibility (поощрительное экологически ответственное поведение) к eco-shame (осуждение за отсутствие ответственного экологического поведения). В качестве примера приведем несколько успешных, на наш взгляд, кейсов компаний, внедривших эффективные решения по защите окружающей среды.

Следующий кейс не связан напрямую с транспортной отраслью, однако является довольно перспективным и интересным с точки зрения повышения ответственности людей, а в будущем, возможно, и компаний.

Как FESCO справляется с данным вопросом

Еще в 2009 году Транспортная группа FESCO присоединилась к Копенгагенскому протоколу по снижению выбросов в атмосферу. Подписанное коммюнике продолжает политику FESCO в области охраны окружающей среды. «Зеленая» стратегия FESCO предполагает осуществлять интермодальные перевозки по Транссибирской магистрали как альтернативу морским маршрутам. К примеру, на маршруте Шанхай-Москва интермодальные перевозки позволяют снизить выброс в атмосферу углекислого газа на 40 процентов, оксида серы в 3,5 раза, оксида азота в 10 раз по сравнению с перевозкой одного TEU океанским маршрутом.

Также компания отдает предпочтение развитию контейнерных грузопотоков из Азии в Европу по Транссибирской магистрали, так как контейнерный грузопоток – совершенно экологичный груз. Если перевозимый груз является опасным или же просто вредным, то, находясь в контейнере, он не может оказывать влияние на внешнюю среду, как это случается при перевалке угля, например.

Экологические проблемы, присутствующие сегодня, не являются обособленными друг от друга. Повышение уровня углекислого газа в воздухе напрямую зависит от объемов вырубки лесов. Например, наноцеллюлоза – экологически чистый и биосовместимый материал будущего, добываемый преимущественно из древесины. Он имеет ряд положительных качеств. Однако не всегда и не везде лесные запасы грамотно осваиваются и восполняются, а следовательно, активное внедрение наноцеллюлозы в будущем сможет привести и к негативному последствию в виде повышения объема вырубки лесов.

Компенсировать активное освоение леса может такая благоприятная тенденция, как переход организаций во многих странах на электронный документооборот.

Так как в год в среднем одна компания потребляет примерно одно дерево на распечатку документов, то эффект будет значительным. Мы также не остались в стороне от этой тенденции. В прошлом году FESCO начала постепенно внедрять электронный документооборот и к началу 2021 года планирует полностью отказаться от предоставления документов на бумажных носителях. Помимо экономии, такое решение позволит сохранить больше деревьев, сократить экологически вредное производство и утилизацию картриджей.


[1]Перемещение более теплых воздушных масс вверх, а холодных — вниз.

Загрузка комментариев...
FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.