Президент Ассоциации полярников, Заместитель Председателя Государственной думы РФ, Герой Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров направил капитану и экипажу ледокола «Красин» Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) телеграмму с выражением признательности и благодарности в связи с успешным окончанием операции помощи американской станции «МакМердо» в антарктическом море Роса.
В телеграмме А. Чилингарова, который осуществлял координацию этой операции, в частности говорится: «Весь мир с вниманием следил за вашей работой, и вы с честью пронесли российский флаг во льдах Антарктики. Ваш высокий профессионализм и мастерство позволили в кратчайшие сроки, несмотря на сложнейшие погодные условия, выполнить ответственное задание Правительства России и оказать помощь американским морякам и полярникам».
В телеграмме А. Чилингарова, также говорится: «Как моряк и полярник знаю, что ваш труд – тяжел, но почетен и нужен Родине. Желаю вам широких океанских просторов и счастливого плавания».
Ледоколу «Красин» полностью удалось выполнить все поставленные задачи и обеспечить за короткий период навигации в Антарктическом море Росса доставку на станцию необходимого топлива, продовольствия, медикаментов и научного оборудования. Теперь полярная станция «МакМердо» – главная научная база Антарктической программы Национального Научного Фонда США – обеспечена всем необходимым для работы в течение года.
Операция помощи полярной станции «МакМердо» выполнялась ледоколом ДВМП по поручению Правительства Российской Федерации в ответ на просьбу о помощи со стороны Правительства США. В случае неудачи данной операции персонал антарктической станции – около тысячи полярников – необходимо было бы эвакуировать, а многолетняя программа непрерывных научных наблюдений и исследований в Антарктике была бы сорвана.
Как подчеркнул Артур Чилингаров, «в конце 2004 года впервые за все время существования полярных станций, США, считающие себя лидерами освоения Антарктики, запросили помощи у России».
По словам генерального директора ДВМП Евгения Амбросова, «обращение Правительства Соединенных Штатов за помощью именно к России было не случайно. Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, а экипажи российских ледоколов имеют самый большой опыт плавания во льдах». По словам Е. Амбросова, «такого опыта ледокольной работы, как у наших экипажей, в том числе и в Антарктиде, нет ни у кого в мире. Ледокольные экипажи ДВМП не раз доказывали свой высочайший профессионализм. Достаточно вспомнить легендарный рейс ледокола «Владивосток», который под командой капитана Геннадия Антохина в 1985 году спас в том же море Росса зажатое льдами научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов».
Ледокол «Красин» построен в 1976 году и назван в честь легендарного советского ледокола, который в 1928 году участвовал в международной операции по спасению итальянской экспедиции Умберто Нобиле к Северному полюсу, и предотвратил одну из крупнейших морских катастроф, придя на помощь лайнеру «Монте-Сервантес». Об этих драматических событиях в 1969 году реж. Михаил Калатозов снял художественный фильм «Красная Палатка» (совм. Италия, США).
История ДВМП содержит множество страниц, связанных с участием ледоколов пароходства в спасательных операциях. За последние 50 лет было провели около 20 таких операций, которые проводились в тяжелейших условиях, связанных с высоким риском и требовали от их экипажей решительных действий. Так, например, в 1959 году ледоколы ДВМП «Адмирал Макаров» и «Микоян» в условиях жесточайшего шторма в северной части Тихого океана спасли грузопассажирский теплоход «Двина», на борту которого было 600 человек. В 1978 году ледоколы «Ленинград» и «Москва» вывели из зоны сжатия 60 судов рыболовного флота в восточной части Охотского моря.
«Красин» вышел из Владивостока курсом на Антарктиду 21 декабря 2004 года и должен прибыть в порт Владивосток в субботу 5 марта.
Постоянно действующая станция «МакМердо» (McMurdo) основана в 1956 году. Это одна из старейших и крупнейшая научно-исследовательских станций в Антарктике.