Основные события:
- Уверенное улучшение финансовых показателей компании в
3-м квартале 2013 года по сравнению с 1 и2-м кварталами2013-го . Портовый дивизион показал сильные результаты, зафиксировав самый высокий в истории компании уровень квартального значения EBITDA. По итогам 9 месяцев 2013 года показатель EBITDA портового дивизиона увеличился на 11% год к году благодаря росту объемов перевалки контейнерных грузов. - По итогам 9 месяцев 2013 года объем железнодорожных контейнерных перевозок увеличился на 5,7% год к году, достигнув 209,8 тыс. TEU. Рост показателя был выше среднерыночных значений за счет увеличения количества ускоренных контейнерных поездов и парка фитинговых платформ группы. Тем не менее, на результаты железнодорожного дивизиона продолжает влиять снижение рыночных ставок на использование подвижного состава (в частности, полувагонов) и общая неблагоприятная конъюнктура рынка железнодорожных перевозок.
- На фоне разнонаправленной динамики финансовых результатов дивизионов консолидированная выручка группы FESCO по итогам 9 месяцев 2013 года снизилась на 4,8% год к году до 849,6 млн USD, а показатель EBITDA сократился на 13,3% до 152,4 млн USD.
- Для усиления позиций в сегменте морских каботажных перевозок с начала 2013 года группа приобрела два судна ледового класса с более экономичным расходом топлива. Еще два подобных судна взяты в
тайм-чартер . - Запущены два новых регулярных контейнерных сервиса из Северной Америки в
Санкт-Петербург и Новороссийск/Сочи
Операционные результаты
Портовый дивизион
По итогам 9 месяцев 2013 года перевалка импортных контейнерных грузов возросла до 152,6 тыс. TEU (рост на 9,1% год к году), перевалка экспортных контейнерных грузов возросла до 118,5 тыс. TEU (рост на 1,5% год к году), а перевалка каботажных контейнерных грузов снизилась на 4,8% до 78,3 тыс. TEU. В течение 2013 года объемы перевалки каботажных контейнерных грузов увеличивались от квартала к кварталу с 21,1 тыс. TEU в
Объем перевалки автомобилей и колесной техники увеличился на 9,7% и составил 70,3 тыс. единиц. Перевалка неконтейнерных грузов (за исключением автотехники) снизилась на 37,4% до 1,5 млн тонн за счет существенного сокращения экспорта черных металлов и кокса.
Железнодорожный дивизион
По итогам 9 месяцев 2013 года железнодорожные перевозки контейнерных грузов возросли на 5,7% до 209,8 тыс. TEU. Рост показателя был выше среднерыночных значений, что обусловлено увеличением количества ускоренных контейнерных поездов (УКП), организованных группой, а также ростом парка фитинговых платформ. В отчетном периоде количество отправок УКП FESCO возросло на 39% год к году, а среднее количество УКП в неделю увеличилось с 15 (за 9 месяцев 2012 года) до 21 (за 9 месяцев 2013 года).
Показатель погрузки снизился на 17% до 15,3 млн тонн на фоне нестабильной ситуации на российском рынке железнодорожных перевозок, а также
Линейно-логистический и морской дивизионы
В отчетном периоде объем интермодальных перевозок увеличился на 18,7% год к году до 179,6 тыс. TEU. Объем внешнеторговых морских контейнерных перевозок достиг 273,9 тыс. TEU, что на 7% больше, чем годом ранее. FESCO продолжает расширять свою глобальную маршрутную сеть. В сентябре и октябре 2013 года группа запустила два новых регулярных контейнерных сервиса из Северной Америки в
По итогам 9 месяцев 2013 года объем внутренних морских контейнерных перевозок снизился на 9,6% год к году до 46,3 тыс. TEU
По состоянию на 30 сентября 2013 года группа управляла флотом из 26 судов, работающих на собственных линиях FESCO, и 4 ледоколов, находящихся в долгосрочной аренде.
Финансовые результаты
В течение 2013 года зафиксирован стабильный рост квартальных показателей выручки и EBITDA после сравнительно невысоких значений
Консолидированная выручка возросла с 275,3 млн USD в
По итогам 9 месяцев 2013 года консолидированная выручка снизилась на 4,8% год к году до 849,6 млн USD, а консолидированный показатель EBITDA сократился на 13,3% год к году до 152,4 млн USD на фоне неблагоприятной конъюнктуры рынка железнодорожных перевозок. Рентабельность по EBITDA снизилась на 1,8 пункта до 17,9%.
EBITDA by division:
- Портовый дивизион
- Во 2 и
3-м кварталах 2013 года портовый дивизион внес наибольший вклад в консолидированный показатель EBITDA группы. В3-м квартале 2013 года рентабельность по EBITDA возросла как по отношению к2-му кварталу 2013 года, так и по отношению к3-му кварталу2012-го (на 7,1 процентных пункта и 2,3 процентных пункта соответственно). По итогам 9 месяцев 2013 года показатель EBITDA возрос на 11% год к году за счет роста объемов перевалки контейнерных грузов. Рентабельность по EBITDA сократилась с 51,2% по итогам 9 месяцев 2012 года до 49,2% по итогам 9 месяцев 2013 года за счет роста доли низкомаржинальных грузов после консолидации «ВМТП» в конце1-го квартала 2012 года.
- Во 2 и
- Железнодорожный дивизион
- Показатель EBITDA снизился на 44,8% с 133,2 млн USD за 9 месяцев 2012 года до 73,5 млн USD по итогам 9 месяцев 2013 года. Несмотря на опережающую динамику в сегменте железнодорожных контейнерных перевозок, который продолжал расти в течение 2013 года, снижение объемов перевозок генеральных грузов в сочетании с падением рыночных ставок на подвижной состав (в частности, полувагоны) отрицательно повлияли на финансовые результаты дивизиона. Рентабельность по EBITDA снизилась с 49,6% за 9 месяцев 2012 года до 37% за 9 месяцев 2013 года
Линейно-логистический дивизион- Показатель EBITDA снизился на 21% с 33,3 млн USD по итогам 9 месяцев 2012 года до 26,3 млн USD по итогам 9 месяцев 2013 года на фоне снижения фрахтовых ставок.
- В морском дивизионе показатель EBITDA остается отрицательным. При этом значение показателя улучшилось с минус 4,1 млн USD во
2-м квартале 2013 года до минус 1,5 млн USD в3-м квартале 2013 года. - Бункеровк
- Начиная с
3-го квартала 2013 года бункеровочный бизнес выделен в отдельный сегмент отчетности с выручкой в размере 34,5 млн USD и EBITDA в размере 1,6 млн USD в3-м квартале 2013 года.
- Начиная с
Консолидированный чистый долг на базе
- Консолидированный долг включает в себя размещение двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн USD со ставкой купона 8% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн USD со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году, а также рублевые облигации на сумму 5 млрд рублей, направленные на рефинансирование долга, связанного с приобретением FESCO, а также существовавшей ранее задолженности группы.
- По состоянию на 30 сентября 2013 года соотношение
pro-forma чистый долг/ LTM скорректированного показателя EBITDA составило 4,4.
Руслан Алиханов, Президент Транспортной Группы FESCO, прокомментировал:
«В отчетном периоде портовый дивизион группы продемонстрировал впечатляющие результаты с максимальным в истории квартальным значением EBITDA и стал крупнейшим генератором EBITDA группы. Несмотря на то, что продолжающаяся нестабильность на рынке железнодорожных перевозок негативно повлияла на показатели деятельности FESCO, мы ведем активную работу, чтобы минимизировать воздействие негативных трендов и показывать результаты выше рынка. Кроме того, мы изучаем дополнительные возможности роста в сопутствующих бизнесах, таких, как бункеровка».
Консолидированные финансовые результаты Транспортной группы FESCO
USD, млн | 1 кв. 2013 | 2 кв. 2013 | 3 кв. 2013 | 9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | 9 мес 2013 / 9 мес 2012 |
Выручка(1) | 275.3 | 282.3 | 292.0 | 849.6 | 892.1 | -4.8% |
EBITDA(1) | 48.1 | 51.3 | 53.0 | 152.4 | 175.8 | -13.3% |
EBITDA margin(1) | 17.5% | 18.2% | 18.2% | 17.9% | 19.7% | -1.8 пп |
CAPEX | 10.0 | 15.2 | 14 | 39.2 | 60.6 | -35.3% |
(1) При корректировке на консолидацию ВМТП в 1-м квартале 2012 года расходы по единовременным транзакциям и без учета результата работы выбывших судов скорректированная выручка за 9 месяцев 2013 года снизилась на 3,5%, а скорректированный показатель EBITDA снизился на 29% год к году.
Консолидированная долговая нагрузка
USD, млн | На 30 сентября 2013 |
Совокупный долг (pro-forma)(2) | 1,103 |
Денежные средства на балансе | 156 |
Чистый долг (pro-forma) | 947 |
CAPEX | 4.4x |
(2) Совокупный долг с учетом размещения в мае 2013 года двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн USD со ставкой купона 8,00% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн USD со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году. Без учета РЕПО на 149 млн USD под залог акций «ТрансКонтейнера».
Финансовые результаты по дивизионам
$ млн | 1 кв. 2013 | 2 кв. 2013 | 3 кв. 2013 | 9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | 9 мес. 2013 / 9 мес. 2012 |
Портовый дивизион | ||||||
Выручка(3) | 46.8 | 51.6 | 51.3 | 149.7 | 129.5 | +15.6% |
EBITDA(3) | 17.9 | 26.1 | 29.6 | 73.6 | 66.3 | +11.0% |
EBITDA margin(3) | 38.2% | 50.6% | 57.7% | 49.2% | 51.2% | -2.0 pt |
Ж/д дивизион | ||||||
Выручка | 74.6 | 66.3 | 57.4 | 198.4 | 268.6 | -26.1% |
EBITDA | 28.4 | 24.6 | 20.4 | 73.5 | 133.2 | -44.8% |
EBITDA margin | 38.1% | 37.1% | 35.5% | 37.0% | 49.6% | -12.6 pt |
Линейно-логистический дивизион |
| |||||
Выручка | 158.2 | 169.3 | 168.7 | 496.2 | 453.5 | +9.4% |
EBITDA | 8.8 | 8.7 | 8.8 | 26.3 | 33.3 | -21.0% |
EBITDA margin | 5.6% | 5.1% | 5.2% | 5.3% | 7.3% | -2.0 pt |
Морской дивизион |
| |||||
Выручка(4) | 17.7 | 11.0 | 14.6 | 43.3 | 109.9 | -60.6% |
EBITDA(4) | 0.2 | -4.1 | -1.5 | -5.3 | -4.8 | - |
Бункеровка |
| |||||
Выручка | - | 12.1 | 34.5 | 46.6 | - | - |
EBITDA | - | 0.9 | 1.6 | 2.5 | - | - |
EBITDA margin | - | 7.4% | 4.6% | 5.4% | - | - |
(3) При корректировке на консолидацию ВМТП в 1-м квартале 2012 года и расходы по единовременным транзакциям скорректированный показатель EBITDA за 9 месяцев 2013 года снизился на 7% год к году, а скорректированная рентабельность по EBITDA снизилась до 49%
(4) При корректировке на расходы по единовременным транзакциям и без учета результата работы выбывших судов по итогам 9 месяцев 2013 года скорректированный показатель EBITDA снизился на 3 млн USD.
Операционные результаты группы FESCO в 1-м квартале 2013 года
1 кв. 2013 | 2 кв. 2013 | 3 кв. 2013 | 9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | 9 мес 2013 / 9 мес. 2012 | |
Интермодальные перевозки (TEU)* | 57,195 | 59,992 | 62,405 | 179,592 | 151,362 | +18.7% |
Международные морские перевозки (TEU) | 85,318 | 95,885 | 92,671 | 273,874 | 255,914 | +7.0% |
Каботажные морские перевозки (TEU) | 12,861 | 16,010 | 17,393 | 46,264 | 51,196 | -9.6% |
Рефрижераторные перевозки (TEU) | 11,033 | 11,173 | 10,743 | 32,949 | 35,917 | -8.3% |
Ro-Ro перевозки (TEU) | 14,069 | 14,691 | 10,842 | 39,602 | 43,181 | -8.3% |
Перевалка контейнеров ВМТП (TEU)
— Импорт — Экспорт — Каботаж | 106,745
45,987 39,367 21,391 | 117,057
51,576 39,131 26,350 | 125,507
54,995 39,985 30,527 | 349,309
152,558 118,483 78,268 | 338,768
139,878 116,683 82,207 | +3.1%
+9.1% +1.5% -4.8% |
Перевалка неконтейнерных грузов (за исключением автотехники) (тыс. тонн) | 611 | 450 | 461 | 1,522 | 2,431 | -37.4% |
Перевалка автомобилей и техники, шт. | 21,543 | 26,379 | 22,347 | 70,269 | 64,048 | +9.7% |
Железнодорожные контейнерные перевозки ("Русская Тройка" и "Трансгарант") (TEU) | 64,139 | 72,230 | 73,420 | 209,789 | 198,542 | +5.7% |
Железнодорожные перевозки, погрузка (млн, тонн) | 5.06 | 5.14 | 5.12 | 15.32 | 18.45 | -17.0% |
Железнодорожные перевозки, грузооборот (млрд т-км) | 7.66 | 8.44 | 8.44 | 24.54 | 22.27 | +10.2% |
* - Без учета порожних CJC контейнеров