Транспортная группа FESCO (MOEX: FESH) публикует операционные и консолидированные финансовые результаты по МСФО за первое полугодие, завершившееся 30 июня 2015 года.
Основные события 1-го полугодия 2015 года
- Группа FESCO увеличила долю на рынке международных морских перевозок по контейнерным линиям через Дальний Восток РФ до 45,9%.
- FESCO сохраняет лидерство по объему перевалки импортных контейнеров на Дальнем Востоке РФ с долей рынка 34,7%.
- Макроэкономическая ситуация продолжает оказывать давление на контейнерный бизнес FESCO. Для того чтобы нивелировать негативное воздействие макроэкономических факторов, Группа успешно реализует программу оптимизации затрат, целью которой является сокращение затрат на $40 млн в 2015 году.
- Рентабельность по EBITDA возросла на 2,3 п.п. в
1-м полугодии 2015 года за счет реализации программы оптимизации. - Величина капитальных затрат сократилась с $36,3 млн в
1-м полугодии 2014 года до $9,1 млн в1-м полугодии 2015 года.
Обзор операционной деятельности
- В 1-м полугодии 2015 года динамика операционных показателей железнодорожного дивизиона FESCO была лучше среднерыночных значений, как в контейнерном, так и в неконтейнерном сегментах:
- Погрузка возросла на 1,0% год к году до 10,0 млн тонн (по сравнению со снижением рынка на 1,5% год к году за аналогичный период).
- Перевозки контейнеров снизились на 2,3% год к году до 143,9 тыс. TEU (по сравнению с падением рынка на 9% год к году за аналогичный период).
- Объемы перевалки контейнеров в ВМТП и перевозок контейнеров на морских линиях снизились в связи с неблагоприятной рыночной динамикой:
- Перевалка контейнеров в ВМТП снизилась на 28% год к году до 174,6 тыс. TEU
- Объем внешнетогровых морских контейнерных перевозок снизился на 16,8% год к году до 168,4 тыс. TEU
- Объем интермодальных перевозок снизился на 8,9% год к году до 107 тыс. TEU
- Перевалка генеральных грузов в ВМТП сократилась на 17,2% год к году в
1-м полугодии 2015 года до 1 055 тыс. тонн.
Операционные результаты Группы FESCO за 1 полугодие 2015 года
1 полугодие 2014 | 1 полугодие 2015 | Динамика | |
Интермодальные перевозки(TEU) | 117 474 | 107 042 | -8,9% |
Международные морские перевозки (TEU) | 202 542 | 168 436 | -16,8% |
Каботажные морские перевозки (TEU) | 28 154 | 26 930 | -4,3% |
Перевалка контейнеров ВМТП (TEU) |
242 612 |
174 570 | -28,0% |
Перевалка ВМТП неконтейнерных грузов (за исключением автотехники) (тыс. тонн) |
1 275 | 1 055 | -17,2% |
Железнодорожные контейнерные перевозки («Русская Тройка» и «Трансгарант») (тыс. TEU) | 147,3 | 143,9 | -2,3% |
Железнодорожные перевозки, погрузка (млн тонн) | 9,9 | 10,0 | +1,0% |
Железнодорожные перевозки, грузооборот (млрд т-км) | 15,4 | 19,5 | +26,6% |
Финансовые результаты
На финансовые результаты Группы оказали влияние снижение операционных показателей и ослабление курса рубля, однако меры по оптимизации расходов и перевод экспортно-импортных тарифов в порту из рублей в доллары способствовали увеличению рентабельности.
- Консолидированная выручка Группы снизилась на 25,3% год к году до $383,4 млн. Консолидированный показатель EBITDA снизился на 13,4%, до $62,7 млн.
- Рентабельность по EBITDA в
1-м полугодии 2015 увеличилась на 2,3 п.п. год к году за счет реализации программы по оптимизации затрат. - В рублевом выражении выручка выросла на 23,2% год к году, до 22 103 млн руб., показатель EBITDA увеличился на 44,6% год к году до 3 663 млн руб.
- Объем капитальных затрат был снижен до уровня, необходимого для поддержания текущей деятельности, и составил $9,1 млн в
1-м полугодии 2015 года (сокращение на 74,9% год к году).
Финансовые результаты Группы
Млн долларов США | 1 полугодие 2014 | 1 полугодие 2015 | Динамика |
Выручка | 513,1 | 383,4 | -25,3% |
EBITDA1 | 72,4 | 62,7 | -13,4% |
EBITDA margin | 14,1% | 16,4% | +2,3 пп |
Капитальные затраты | 36,3 | 9,1 | -74,9% |
Млн рублей | 1 полугодие 2014 | 1 полугодие 2015 | Динамика |
Выручка | 17 947,0 | 22 102,6 | 23,2% |
EBITDA1 | 2 534,0 | 3 663,3 | 44,6% |
1 Показатель EBITDA рассчитывается как прибыль от операционной деятельности без учета амортизации, обесценения материальных активов и разовых расходов.
Результаты по дивизионам
Портовый дивизион
- Перевалка контейнеров в 1 полугодии 2015 года снизилась на 28,0% год к году до 174,570 тыс. TEU вследствие негативных рыночных тенденций.
- Объемы перевалки генеральных грузов снизились на 17,2% год к году в
1-м полугодии 2015 года до 1055 тыс. тонн. - Выручка дивизиона в
1-м полугодии снизилась на 34,0% год к году, до $59,4 млн вследствие снижения объемов. Показатель EBITDA снизился на 21,9% год к году до $31,7 млн. Рентабельность по EBITDA выросла на 8,3 п.п до 53,4% за счет реализации оптимизационной программы.
Железнодорожный дивизион
- Объем железнодорожных контейнерных перевозок «Трансгаранта» и «Русской Тройки» снизился на 2,3% год к году до 143,9 тыс. TEU в
1-м полугодии 2015. Несмотря на снижение объемов, динамика операционных показателей Железнодорожного дивизиона лучше среднерыночных значений (по итогам1-го полугодия 2015 года российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок снизился на 9,0% год к году). - Показатель погрузки «Трансгаранта» увеличился на 1,0% год к году до 10,0 млн тонн, что также лучше среднерыночных показателей (в
1-м полугодии 2015 года погрузка на сети РЖД снизилась на 1,5% год к году). - Выручка железнодорожного дивизиона в 1 полугодии 2015 года составила $58,0 млн (снижение на 31,8% год к году по причине ослабления курса рубля).
- Неблагоприятные рыночные тенденции в сочетании с ослаблением курса рубля привели к снижению показателя EBITDA на 53,9% год к году, до $11,3 млн. Рентабельность по EBITDA составила 19,5%, снизившись на 9,3 п.п.
Линейно-логистический дивизион
- Падение объемов импорта повлекло за собой снижение объемов международных морских контейнерных перевозок и интермодальных перевозок. В
1-м полугодии 2015 года объем международных морских контейнерных перевозок сократился на 16,8% год к году до 168,4 тыс. TEU, при этом объем интермодальных перевозок снизился на 8,9% год к году до 107,0 тыс. TEU. - Объем каботажных перевозок в
1-м полугодии 2015 года снизился на 4,3% год к году до 26,9 тыс. TEU. - Снижение объемов перевозок и отрицательная динамика мировых ставок фрахта привели к сокращению выручки
линейно-логистического дивизиона на 34,9% год к году до $198,4 млн, при этом показатель EBITDA снизился на 13,8% год к году до $8,1 млн.
Морской дивизион
- В
1-м полугодии 2015 года выручка морского дивизиона увеличилась на 44,7% год к году до $48,2 млн. Это связано с увеличением высокомаржинальных перевозок в арктическом бассейне и ростом фрахтовых ставок, в том числе на контейнеровозы, на мировых рынках. - Показатель EBITDA продемонстрировал пятикратный рост до $15,9 млн. Рентабельность по EBITDA возросла с 8,7% в
1-м полугодии 2014 года до 33,0% в1-м полугодии 2015 года, в связи с обновлением флота и программой снижения затрат.
Бункеровка
- В
1-м полугодии 2015 года выручка от бункеровки выросла на 14,0% год к году до $80,8 млн за счет увеличения объемов, при этом на выручку негативно повлияло снижение мировых цен на нефть. - Показатель EBITDA бункеровочного дивизиона в
1-м полугодии 2015 года составил $4,6 млн. Рентабельность по EBITDA под давлением отрицательной динамики цен на нефть снизилась на 3,0 п.п., до 5,7%.
Млн долларов США | 1 полугодие 2014 | 1 полугодие 2015 | Динамика |
Портовый дивизион | |||
Выручка | 90,0 | 59,4 | -34,0% |
EBITDA2 | 40,6 | 31,7 | -21,9% |
EBITDA margin | 45,1% | 53,4% | +8,3 пп |
Железнодорожный дивизион | |||
Выручка | 85,0 | 58,0 | -31,8% |
EBITDA2 | 24,5 | 11,3 | -53,9% |
EBITDA margin | 28,8% | 19,5% | -9,3 пп |
Линейно-логистический дивизион |
|||
Выручка | 304,8 | 198,4 | -34,9% |
EBITDA2 | 9,4 | 8,1 | -13,8% |
EBITDA margin | 3,1% | 4,1% | +1,0 пп |
Морской дивизион | |||
Выручка | 33,3 | 48,2 | +44,7% |
EBITDA2 | 2,9 | 15,9 | +448,3% |
EBITDA margin | 8,7% | 33,0% | +24,3 пп |
Бункеровка | |||
Выручка | 70,9 | 80,8 | +14,0% |
EBITDA2 | 6,2 | 4,6 | -25,8% |
EBITDA margin | 8,7% | 5,7% | -3,0 пп |
2 Показатель EBITDA рассчитывается как прибыль от операционной деятельности без учета амортизации, обесценения материальных активов и разовых расходов
Консолидированная долговая нагрузка Группы FESCO
- Консолидированный долг на базе
pro-forma3 составил $873 млн на 30 июня 2015 года. - Чистый долг на базе
pro-forma составил $832,7 млн на 30 июня 2015 года. - По состоянию на 30 июня 2015 года соотношение
pro-forma чистый долг к LTM скорректированному показателю EBITDA составило 4,97x.
Управление долговым портфелем
- 26 марта 2015 держатели облигаций серии
БО-02 одобрили продление срока обращения бумаг до ноября 2017 с погашением 40% номинальной стоимости выпуска в 2016 году. - 31 марта 2015 FESCO объявила тендерное предложение по выкупу еврооблигаций с погашением в 2018 и 2020 годах, а также уведомила об открытом тендере по выкупу до 4 млрд руб. облигаций серии
БО-02 по фиксированной цене — 80% номинала. - Группа выкупила $128,9 млн номинальной стоимости еврооблигаций с погашением в 2018 году и $91,1 млн номинальной стоимости еврооблигаций с погашением в 2020 году. Расчеты были осуществлены 14 мая 2015. Кроме того, FESCO выкупила 2 992 млн руб. номинальной стоимости облигаций серии
БО-02 . - Выкуп был профинансирован из собственных и заемных средств в форме банковского кредита, средств от размещения облигаций, а также кредита от конечной контролирующей стороны компании. FESCO разметила облигации серии
БО-01 на 5 002 млн руб. до 2018. Группа также заключила с международным банком сделку РЕПО на $44 млн под залог выкупленных еврооблигаций.
Отражение в МСФО отчетности
- В результате выкупа FESCO приобрела еврооблигации с номинальной стоимостью $220 млн на общую выкупную стоимость $111 млн.
- В соответствии с требованиями МСФО доход, полученный в результате выкупа, в размере $109 млн должен был быть признан в отчете о прибылях и убытках.
- Выкуп был частично профинансирован средствами полученного от банка займа. В соответствии с условиями договора признание указанного дохода должно быть отложено до истечения срока займа в 2018 году, когда облигации, переданные банку в качестве обеспечения, подлежат возврату Группе.
- Признание финансового результата от выкупа в качестве отложенного дохода в составе долгосрочных обязательств вместо его признания в составе прибыли или убытка не предусмотрено стандартами МСФО и стало основанием для оговорки в аудиторском заключении, которая носит исключительно технический характер.