Основные события 2014 года:
- Объем перевалки контейнеров в портовом дивизионе вырос на 7,7% год к году, до 513 тыс. TEU
- Объем морских внешнеторговых контейнерных перевозок вырос на 16,6% год к году, до 428 тыс. TEU
- Неблагоприятная ситуация на рынке железнодорожных перевозок и девальвация рубля негативно повлияли на финансовые результаты Группы: консолидированная выручка снизилась на 1,9% год к году, до 1 118 млн долларов США, а консолидированный показатель EBITDA1 снизился на 8,5% год к году, до 177 млн долларов США
- Рентабельность Группы по EBITDA снизилась на 1,2 п.п., до 15,8%
- Для минимизации негативных последствий от изменения рыночной ситуации Группа разработала план оптимизации затрат, реализация которого началась и принесла первые результаты в 4 квартале 2014 года
1 Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль за вычетом амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов
Операционные результаты
- В 2014 году FESCO воспользовалась преимуществами устойчивой тенденции к росту экспортных перевозок навалочных и контейнерных грузов и продолжила наращивать объемы коммерческой деятельности на Дальнем Востоке России
- Группа продолжила наращивать объемы перевозки и перевалки контейнеров во всех дивизионах, укрепляя свои лидирующие позиции на Дальнем Востоке России
- FESCO по-прежнему занимает первое место на Дальнем Востоке по объему перевалки контейнеров в морских портах с долей рынка в 32%, также Группа сохранила лидерство по объему контейнерных перевозок на внешнеторговых морских линиях своего присутствия с долей рынка 43%
- Объем международных морских перевозок увеличился на 16,6% год к году, до 428,1 тыс. TEU, за счет роста экспортно-импортного грузопотока, обусловленного расширением международной торговли между Россией и странами Азии
- Перевалка контейнеров в ВМТП (Владивостокский морской торговый порт) в 2014 году увеличилась на 7,7% год к году, до 513,5 тыс. TEU, что существенно выше, чем в среднем по рынку дальневосточного морского бассейна, самого быстрорастущего в России, показатели которого в 2014 году увеличились на 2,3% год к году
- Железнодорожный дивизион по итогам 2014 года увеличил объемы перевозки контейнеров на 13,8% год к году, до 325,4 тыс. TEU
Финансовые результаты
На финансовые результаты Группы позитивное влияние оказали значительный рост объемов обработки контейнеров во всех дивизионах, однако девальвация рубля и неблагоприятная ситуация на рынке железнодорожных перевозок негативно сказались на финансовых результатах в долларах США.
- Консолидированная выручка Группы снизилась на 1,9% год к году до 1 118 млн долларов США. Показатель EBITDA снизился на 8,5% год к году и составил 177 млн долларов США.
- Консолидированная выручка и показатель EBITDA Группы в рублях выросли на 17,8% год к году, до 42 787 млн рублей, и на 10,6% год к году, до 6 820 млн рублей, соответственно
- Выручка и показатель EBITDA портового, бункеровочного,
линейно-логистического и морского дивизионов в рублях в 2014 году выросли по сравнению с 2013 годом. Выручка и EBITDA в рублях железнодорожного дивизиона сократились меньше аналогичных показателей в долларах США - Рентабельность Группы по EBITDA снизилась на 1,2 п.п. год к году, до 15,8%. Без учета показателей низкомаржинального бункеровочного дивизиона рентабельность Группы по EBITDA выросла по сравнению с 2013 годом
- В 4 квартале 2014 года Группа продемонстрировала сильные результаты благодаря росту показателя EBITDA в портовом,
линейно-логистическом и морском дивизионах - Объемы капитальных затрат (CAPEX) выросли за счет увеличения затрат на развитие, которые включают приобретение двух новых эффективных судов, сухого контейнерного терминала в Новосибирске, инвестиции в портовый дивизион и проект «Усады», а также приобретение траков и вложения в корпоративную
ИТ-систему . Для обеспечения эффективной коммерческой деятельности при неблагоприятной макроэкономической ситуации в 2015 году Группа планирует сократить объем капитальных затрат на развитие и сохранить CAPEX на поддержание текущей деятельности на уровне 20–25 млн долларов США
Группа разработала план оптимизации затрат, реализация которого началась в 4 квартале 2014 года и продолжится в 2015 году. Основная цель плана — максимальное увеличение денежных потоков за счет сокращения CAPEX, административных расходов во всех дивизионах, эксплуатационных расходов в порту, а также оптимизации процессов эксплуатации железнодорожного парка и флота, роста производительности труда.
В 4 квартале 2014 года для улучшения валютной структуры выручки Группа начала перевод тарифов на стивидорные и терминальные услуги в порту из рублей в доллары США. В 2015 году Группа планирует повысить долю выручки портового дивизиона в долларах США до 80%.
Финансовые результаты Группы
Млн долларов США | 3 кв. 2014 г. | 4 кв. 2014 г. | 4 кв. 2013 г. | Динамика | 2014 г. | 2013 г. | Динамика |
Выручка | 331,0 | 274,2 | 290,1 | -5,5% | 1 118,3 | 1 139,7 | -1,9% |
EBITDA* | 59,1 | 45,5 | 35,0 | +30,0% | 177,0 | 193,5 | -8,5% |
EBITDA margin | 17,9% | 16,6% | 12,1% | +4,5 п.п. | 15,8% | 17,0% | -1,2 п.п. |
CAPEX | 23,6 | 12,8 | 7,4 | +73,0% | 72,6 | 47,5 | +52,8% |
Млн рублей | 3 кв. 2014 г. | 4 кв. 2014 г. | 4 кв. 2013 г. | Динамика | 2014 г. | 2013 г. | Динамика |
Выручка | 11 961 | 12 879 | 9 460 | +36,1% | 42 787 | 36 321 | +17,8% |
EBITDA* | 2 139 | 2 147 | 1 155 | +85,9% | 6 166 | +10,6% | |
EBITDA margin | 17,9% | 16,6% | 12,1% | +4,5 п.п. | 15,8% | 17,0% | -1,2 п.п. |
*) Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль за вычетом амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов. В 2013 году показатель EBITDA Группы скорректирован на единоразовые маркетинговые расходы в размере 3,9 млн долл. и единоразовые юридические и консультационные расходы в размере 4,2 млн долл. В 2014 году показатель EBITDA был скорректирован на единоразовые маркетинговые расходы в размере 9,6 млн долл. и единоразовые юридические и консультационные расходы в размере 1,6 млн долл.
Результаты по дивизионам
Портовый дивизион
- Перевалка контейнеров в 2014 году увеличилась на 7,7% год к году, до 513,5 тыс. TEU за счет роста экспортного (на 11,8% год к году) и импортного (на 8,3% год к году) грузопотоков вследствие стабильного роста международной торговли между Россией и странами Азии. Рост объемов контейнерной перевалки в 4 квартале 2014 года на 3,8% преимущественно обеспечен увеличением экспортных грузопотоков, при этом объемы импорта практически не изменились
- Рост объемов перевалки генеральных грузов на 16,7% год к году, до 2 297 тыс. тонн, обусловлен, в первую очередь, ростом объемов экспортных перевозок в условиях девальвации рубля. Максимальный рост продемонстрировали черные и цветные металлы, химическая продукция. В 4 квартале 2014 года перевалка генеральных грузов выросла на 14,7% год к году, до 511 тыс. тонн
- В 2014 году выручка сократилась на 7,4% год к году, до 185 млн долларов США (в рублях рост на 11,1% год к году) под влиянием девальвации рубля. В 4 квартале 2014 года выручка сократилась на 6,3% год к году, до 44,6 млн долларов США
- В 2014 году показатель EBITDA снизился на 1,3% год к году, до 93,2 млн долларов США, в 4 квартале 2014 года увеличился на 35,5% год к году, до 25,6 млн долларов США. Рост в 4 квартале 2014 года обусловлен ростом объемов обработки высокомаржинальных контейнерных грузов и сокращением затрат
- Благодаря этому рентабельность по EBITDA в 2014 году увеличилась на 3,1 п.п. год к году, до 50,3%, а в 4 квартале 2014 года выросла на 17,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 57,3%
Железнодорожный дивизион
- Объем железнодорожных контейнерных перевозок «Трансгаранта» и «Русской Тройки» увеличился на 13,8% год к году, до 325,4 тыс. TEU за счет роста спроса на услуги ускоренных контейнерных поездов, а также расширения парка фитинговых платформ. Рост перевозок в 4 квартале 2014 года составил 16,7% год к году и достиг уровня в 88,9 тыс. TEU
- В 2014 году размер парка фитинговых платформ «Трансгаранта» увеличился на 25,2%, а среднегодовой размер парка «Русской Тройки» — на 2,2%
- В 2014 году объемы погрузки железнодорожного дивизиона снизились на 1,5% год к году, до 20 млн тонн, а в 4 квартале 2014 года — на 2% год к году, до 4,9 млн тонн
- Доходные ставки на подвижной состав стабильно снижались в течение года и достигли своего минимума во 2 полугодии 2014 года. В условиях девальвации рубля отрицательная динамика доходных ставок при переводе в доллары сохранилась и во 2 полугодии 2014 года.
- В 2014 году выручка дивизиона снизилась на 34,2% год к году, до 165 млн долларов США, а в 4 квартале 2014 года — на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 39,2 млн долларов США
- Показатель EBITDA в 2014 году снизился на 49,7% год к году, до 45,4 млн долларов США вследствие снижения тарифов на железнодорожные перевозки и колебаний обменного курса. В 4 квартале 2014 года EBITDA снизилась на 47,9% и составила 8,8 млн долларов США
- Рентабельность по EBITDA в 2014 году снизилась на 8,5 п.п. год к году, до 27,5%, а в 4 квартале 2014 года — на 9,9 п.п. год к году, до 22,4%
Линейно-логистический дивизион
- Существенный рост объемов внешнеторговых морских и интермодальных перевозок на фоне увеличения
экспортно-импортных товаропотоков за счет расширения объемов торговли с Азией, в частности Китаем - В 2014 году объем внешнеторговых морских контейнерных перевозок вырос на 16,6%, до 428,1 тыс. TEU, интермодальных перевозок — на 6,2%, до 258,6 тыс. TEU
- Ставки на интермодальные перевозки испытывали негативное влияние от усиления конкуренции на международных маршрутах. Девальвация рубля также оказала дополнительное негативное воздействие на каботажные ставки, номинированные в рублях. В этих условиях выручка ЛЛД в 2014 году снизилась на 7,1% год к году, до 623 млн долларов США, а в 4 квартале 2014 года — на 16,2% год к году, до 146 млн долларов США
- Показатель EBITDA в 2014 году вырос на 11,3% год к году, до 39,9 млн долларов США, а в 4 квартале 2014 года — на 35,9% год к году, до 12,9 млн долларов, в основном, благодаря сокращению операционных и административных затрат, обеспеченных ростом производительности и, частично, девальвацией рубля
- В 2014 году рентабельность по EBITDA выросла на 1.1 п.п., до 6,4%, а в 4 квартале 2014 года — на 3,4 п.п., до 8,9%
Морской дивизион
- Дивизион показал сильные результаты благодаря замене старых судов на более эффективные новые, росту доходов ледокольного флота, а также благодаря дополнительным поступлениям по контрактам с третьими сторонами и снижению административных затрат
- В 2014 году выручка дивизиона выросла на 24,6% год к году, до 81,3 млн долларов США. В 4 квартале 2014 года выручка увеличилась на 6,8% год к году и составила 23,5 млн долларов США
- Показатель EBITDA в 2014 году составил 12,9 млн долларов США (против отрицательного значения в 5,6 млн долларов США в 2013 году), а в 4 квартале 2014 года — 4,9 млн долларов США (против отрицательного значения в 0,2 млн долларов США годом ранее)
- Рентабельность по EBITDA в 2014 году достигла уровня в 15,9%, в 4 квартале 2014 года — 20,9%
Бункеровка
- По итогам 2014 года выручка Группы от бункеровки составила 218,4 млн долларов США, а вклад дивизиона в EBITDA Группы за год составил 10 млн долларов США
Млн долларов США | 3 кв. 2014 г. | 4 кв. 2014 г. | 4 кв. 2013 г. | Динамика | 2014 г. | 2013 г. | Динамика |
Портовый дивизион | |||||||
Выручка | 50,6 | 44,6 | 47,6 | -6,3% | 185 | 200 | -7,3% |
EBITDA | 27,1 | 25,6 | 18,9 | +35,5% | 93,2 | 94,5 | -1,3% |
EBITDA margin | 53,5% | 57,3% | 39,6% | +17,7 п.п. | 50,3% | 47,2% | +3,1 п.п. |
Железнодорожный дивизион | |||||||
Выручка | 40,7 | 39,2 | 52,4 | -25,0% | 165,0 | 250,7 | -34,2% |
EBITDA | 12,1 | 8,8 | 16,9 | -47,9% | 45,4 | 90,3 | -49,7% |
EBITDA margin | 29,7% | 22,4% | 32,3% | -9,9 п.п. | 27,5% | 36,0% | -8,5 п.п. |
Линейно-логистический дивизион | |||||||
Выручка | 172,2 | 146,0 | 174,2 | -16,2% | 623,0 | 671,0 | -7,1% |
EBITDA | 17,5 | 12,9 | 9,5 | +35,9% | 39,9 | 35,8 | +11,3% |
EBITDA margin | 10,2% | 8,9% | 5,5% | +3,4 п.п. | 6,4% | 5,3% | +1,1 п.п. |
Морской дивизион | |||||||
Выручка | 24,6 | 23,5 | 22,0 | +6,8% | 81,3 | 65,3 | +24,6% |
EBITDA | 5,1 | 4,9 | -0,2 | - | 12,9 | -5,6 | - |
EBITDA margin | 20,8 | 20,9% | - | - | 15,9% | - | - |
Бункеровка | |||||||
Выручка | 84,1 | 63,4 | 37,0 | +71,4% | 218,4 | 83,6 | +161,3% |
EBITDA | 3,3 | 0,5 | 0,7 | -28,6% | 10,0 | 3,2 | +210,1% |
EBITDA margin | 3,9% | 0,7% | 1,9% | -1,2 п.п. | 4,6% | 3,8% | +0,7 п.п. |
Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль за вычетом амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов
Консолидированная долговая нагрузка Группы
Консолидированный чистый долг на базе pro-forma по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 961 млн долларов США. Совокупный долг на базе pro-forma сократился с 1 118 млн долларов США по состоянию на 31 декабря 2013 года до 1 027 млн долларов США по состоянию на 31 декабря 2014 года.
- • Консолидированный долг включает размещение двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн долларов США со ставкой купона 8% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн долларов США со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году, а также рублевые облигации на сумму 5 млрд. рублей, направленные на рефинансирование долга, связанного с приобретением FESCO, а также существовавшей ранее задолженности Группы
- По состоянию на 31 декабря 2014 года соотношение pro-forma чистый долг/ LTM скорректированного показателя EBITDA составило 5,4x
Млн долларов США | На 31 декабря 2014 г. |
Совокупный долг (pro-forma)(2) | 1 027 |
Денежные средства на балансе | 66 |
Чистый долг (pro-forma) | 961 |
Pro-forma чистый долг / LTM скорректированного показателя EBITDA | 5,4x |
(2)Совокупный долг не включает кредит РЕПО на 89 млн долларов США под залог акций «ТрансКонтейнера»
Операционные результаты Группы
3 кв. 2014 г. | 4 кв. 2014 г. | 4 кв. 2013 г. | Динамика | 2014 г. | 2013 г. | Динамика | |
Интермодальные перевозки* (TEU) | 70 242 | 72 287 | 63 978 | +12,8% | 258 621 | 243 564 | +6,2% |
Международные морские перевозки (TEU) | 118 999 | 106 596 | 92 721 | +15,0% | 428 127 | 367 251 | +16,6% |
Каботажные морские перевозки (TEU) | 18 357 | 18 676 | 17 689 | +5,6% | 65 187 | 63 953 | +1,9% |
Перевалка контейнеров ВМТП (TEU)
— Импорт — Экспорт — Каботаж | 138 615
60 957 48 133 29 525 | 132 254
51 897 48 566 31 791 | 127 449
51 839 44 521 31 089 | +3,8%
+0,1% +9,1% +2,3% | 513 481
221 343 182 167 109 971 | 476 758
204 397 163 004 109 357 | +7,7%
+8,3% +11,8% +0,6% |
Перевалка ВМТП неконтейнерных грузов (за исключением автотехники)
(тыс. тонн) | 511 | 511 | 446 | +14,7% | 2 297 | 1 968 | +16,7% |
Перевалка ВМТП автомобилей и техники, шт. | 18 462 | 15 046 | 22 669 | -33,6% | 70 324 | 92 938 | -24,3% |
Железнодорожные контейнерные перевозки («Русская Тройка» и «Трансгарант») (тыс. TEU) | 89,2 | 88,9 | 76,2 | +16,8% | 325,4 | 286 | +13,8% |
Железнодорожные перевозки, погрузка (млн тонн) | 5,2 | 4,9 | 5,0 | -2,0% | 20,0 | 20,3 | -1,5% |
Железнодорожные перевозки, грузооборот | 7,9 | 9,6 | 7,8 | +23,1% | 32,9 | 32,3 | +1,9% |
* Без учета порожних COC контейнеров