Выступление управляющего директора Алексея Грома на РБК ТВ в программе «Компании»

25 января 2011
Управляющий директор «Трансгаранта» Алексей Гром рассказал об итогах 2010 и поделился планами на 2011 в эфире канала РБК ТВ в программе «Компании».

По словам А.Грома, уходящий год был сложным, но интересным. «Трансгарант» несколько раз в течение года пересматривал свои планы и к концу года вышел на достаточно высокие производственные и финансовые показатели. Что ждет компанию в будущем году, можно узнать, посмотрев сюжет.

Текст выступления:

«Трансгарант» – это компания, ориентированная на российский рынок»

Ведущий: Сегодня мы говорим о компании «Трансгарант». В начале краткая справочная информация.

«Трансгарант» – один из лидеров российского транспортного рынка, входит в транспортную группу «Феско». Оказывает услуги по перевозке железнодорожным транспортом грузов промышленного назначения. «Трансгарант» осуществляет свою деятельность в России и странах СНГ, имеет филиалы и представительства в 30-ти городах. Ежегодный объем погрузки превышает 25 миллионов тонн.

По предварительным данным, выручка оператора в 2010 году составит 6 миллиардов 100 миллионов рублей. Это на 42% больше, чем в прошлом году. Рост показателей ВДА ожидается на уровне 134%, это свыше полутора миллиарда рублей. Объем перевозок в этом году увеличится более, чем на 30%. В настоящее время «Трансгарант» эксплуатирует почти 16 тысяч единиц подвижного состава. При этом почти три четверти парков составляют собственные вагоны.

Кроме того компания владеет пятью магистральными и двумя маневровыми тепловозами.

«Трансгарант» прогнозирует рост объема железнодорожных перевозок по итогам 2010 года более, чем на 30% по сравнению с 2009-ым, до 25-ти миллионов тонн. При этом в 2011-ом, рост этого показателя запланирован на уровне 1015%. Объем инвестиции в следующем году составит 145 миллионов долларов. Средства пойдут на увеличение активов и рефинансирование обязательств. В программе заложено приобретение около 2000 вагонов. Кроме того планируется вложение в развитие ряда инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке и в Московском регионе.

Сегодня у нас в студии управляющий директор компании «Трансгарант» Алексей Гром. Здравствуйте.

Алексей Гром: Здравствуйте.

Ведущий: Рада вас снова видеть у нас в гостях. Ну, сейчас уже время подводить итоги. Вы довольны тем, как складывались события и развивался бизнес компании в 10-ом?

Алексей Гром: Конечно всегда приятно говорить о каких-то позитивных изменениях. Потому что когда мы встречались с вами в прошлый раз, все-таки было немножечко тревожно. Потому что не понятно было куда качнется год 2010-ый и откровенно говоря, мы и наши коллеги по бизнесу сделали такую стрессовую модель развития 2010 года. К нашему счастью, он оказался более позитивным. И собственно самый главный позитивный момент, это конечно рост объемов перевозок, который заметив во всех отраслях в Российской Федерации. Конечно это очень хороший положительный фактор. И цифры, которые есть у «Трансгарант» – это 30%-ый рост погрузки и 40%-ый рост грузооборота. Я думаю, что наверно приблизительно такие же цифры по итогам 2010 года будут у многих наших коллег по этому бизнесу.

Ведущий: Что говорит об оживлении в общем, в ситуации в целом?

Алексей Гром: Да, конечно. Я бы сказал так, что в 2010 год он вообще был годом таким богатым на события. Произошло, я думаю, можно назвать его наверно годом стабилизации вот именно в железнодорожной отрасли. Об этом, кстати говоря, вчера говорилось на правлении в РЖД. И надеюсь, что такая тенденция продлится и дальше.

Ведущий: То есть в 11-ый год игроки входят успокоившимися и с планами уже более радужными роста стабильного?

Алексей Гром: Я думаю, да. Наверное не совсем нормально закладывать, ну то, что произошло в 10-ом году, там 30%-ый рост. Это подарок. Сейчас, я думаю, что компании они относятся к предстоящему году более умеренно. Я думаю, что рост стабилизации вот этого роста на уровне 10-15% в принципе устроит всех участников этого бизнеса.

Ведущий: Буквально на днях был у нас руководитель компании «Брансикрыл» и говорили мы о том, что не хватает, пожалуй, сегодня транспортникам эффективности. То есть количество подвижного состава, его объемы растут, а при этом эффективность перевозок и объемы перевозок, они зачастую снижаются. Понятно, что это не решается в один момент. Понятно, что это комплексная наверно проблема. Но вот каким-то образом, вы о них знаете, я думаю, лучше, чем кто бы там ни было, да. И я так понимаю, что как раз-таки «Трансгарант» эту проблему решает во многом?

Алексей Гром: Вы абсолютно правы в том, что это конечно комплексная проблема. Невозможно на этом рынке быть эффективным одному. Либо все эффективны, либо все неэффективны. На мой взгляд, в 2010 году очень многое произошло в этом отношении между основными игроками на рынке, это между РЖД, между операторами подвижного состава, между грузовладельцами. Вот эта вот более плотная кооперация, на мой взгляд, она должна принести свои плоды именно в 2011 году. Потому что правила игры они определены. Модель рынка до 2015 года она тоже недавно принята и согласована всеми участниками рынка. И сейчас осталось только правильно ее применить, реализовать в 2011 году. Поэтому я согласен со своим коллегой из «Брансуэблизинг». И мы считаем, что совместными усилиями мы будем двигать эту отрасль в сторону совершенствования в 2011 году.

Ведущий: Очень много писали в преддверии принятия вами инвестиционной программы на 2011 год, что компания будет постепенно переориентироваться от судовладельческой к операторской в целом, группа. И соответственно речь идет о том, что вполне возможно появится еще операторы железнодорожного транспорта в группе «Феско». Мне просто сразу интересно, если игроки отвечающие тем потребностям, которые собственно говоря, есть у «Феско». Потому, ведь подвижной состав подвижному составу тоже рознь. И умение эксплуатировать его тоже.

Алексей Гром: Безусловно. Я так скажу, кто выстоял в суровых условиях 2009-2010 годов, в принципе, все компании, все эти игроки на рынке представляют интерес.

Ведущий: Кто в армии служил, тот в цирке не смеется.

Алексей Гром: Да. В том числе и для группы компании «Феско». И конечно мы тоже имеем стратегию по развитию по развитию. То есть существует стратегию развития морского флота в компании «Феско», существует конечно стратегия развития железнодорожного дивизиона компании «Феско». И в случае наличия возможности такого роста на рынке, мы конечно ею пользуемся.

Ну, вы наверно знаете, что в ходе последнего IPO-трансконтейнера, компания «Феско» стала счастливым обладателем 12,5% акции. Естественно тоже элемент воплощения стратегии «Феско» в жизнь.

Ведущий: Так «Феско» заявило сразу, что не успокоится на 12,5%.

Алексей Гром: «Феско» уже объявило свою позицию, которую вы абсолютно точно сформулировали. И если такое предложение поступит, мы будем в дальнейшем участвовать в этом процессе. Потому что конечно стратегический альянс «Феско» и «Трансконтейнера», на мой взгляд, помимо какой-то логичной операционной синергии этих двух активов сама транспортная система России может получить очень хороший такой инновационный вектор развития. И конечно мы будем пропагандировать эту идею вместе с нашим партнером РЖД.

Ведущий: В дальнейшем же речь шла о том, что в дальнейшем можно было бы объединить «Трансконтейнер» с вашей совместно с РЖД дочкой и получить в общем достаточно интересный результат?

Алексей Гром: Да. Я думаю, что есть в этом рацио.

Ведущий: Раз уж мы с вами заговорили об эффективности логистических моделей использования подвижного состава, то в общем нельзя не вспомнить пробег «Трансгаранта» из Финляндии по Транссибу порт Дак Азиатско-Тихоокеанскому региону, потому что это в общем преподносилось как своего рода показательная такая акция. Вот как можно действительно на самом деле перемещать груз железнодорожным транспортом из одной точки в другую. И понятно, что если бы это был единичный случай, вряд ли, зачем это вам? Это должно быть тогда на регулярной основе?

Алексей Гром: Конечно задача стоить поставить это на регулярную основу. И сейчас в 2010 году это не был в широком смысле коммерческий проект, это была демонстрация. Была необходимость убедить наших европейских партнеров о том, что Транссиб работает и Транссиб в состоянии перевозить качественно и быстро перевозить грузы из Северной Европы в Китай в сжатые сроки. Потому что мы уменьшили транзитный. Если Транссиб мы пролетали за 10 дней, общая скорость доставки груза до порта в Китае или Японии, она сократилась в два раза по сравнению с альтернативным маршрутом через Дипси. Поэтому важно было продемонстрировать возможность Транссиба. Мы это сделали. Я думаю, что такая вот коммерциализация этого проекта, она конечно наступит. Она наступит несколько позже, возможно во второй половине 2011 года, но факт тот, что сейчас уже после многочисленных коммуникаций с нашими финскими, шведскими партнерами и другими грузовладельцами из Северной Европы, мы имеем очень хорошую обратную связь. И задача стоит сделать это конечно на постоянной основе. И мы будем заниматься этим очень активно в 2011 году. Этот как раз очень хороший пример вот этих вот очень эффективных коммуникаций, которые произошли между грузоотправителями, грузополучателями, РЖД, группы компаний «Феско». Когда все предпринимали усилия для того, чтобы этот проект даже демонстрационно состоялся и результат был на лицо. И сегодня мы видим увеличивающееся количество заказов и заявок на этот продукт.

Ведущий: Но пока еще вы не ставите перед собой какие-то конкретные планы роста объема вот этого направления?

Алексей Гром: Мы сделали три поезда практически за 4-ый квартал 2010 года. Самое сложное было убедить клиентов поверить. Для этого мы потратили один год. Мы ездили, если так сказать, прочертить радиус вокруг Хельсинки в 200-300 километров, мы объездили всех клиентов и на каждых встречах убеждали, что это возможно. И вот результат сработал через год. Но вы собственно такие сроки приблизительные ставили. Сейчас уже обратная реакция.

Ведущий: Они вокруг вас ездят?

Алексей Гром: Да. Сейчас уже клиенты приехали к нам. И мы в Санкт-Петербурге провели большое совещание с финскими и шведскими грузовладельцами, с экспедиторами. И сейчас они уже проявляют такой интерес, а мы готовимся к тому, что этот продукт будет востребован. И естественно готовим к этому и РЖД и порты назначения и в Дальнем Востоке и в Японии, в Китае.

Ведущий: А порты, кстати говоря, готовы? Технически?

Алексей Гром: Вы знаете, для такого проекта, я думаю, что между портами будет даже конкуренция. Потому что, еще раз говорю, что это очень важный геополитический проект. Возможность связать Европу и Азию посредством Транссиба, при этом предоставить разумную стоимость этой услуги и отмены сервис, ну поучаствовать в таком проекте почтут за честь наверно все Дальневосточные порты Российской Федерации.

Ведущий: Кстати, уж если мы заговорили о цене. Тарифы ваши, допустим, уже приближаются к докризисным или нет? Пока еще, насколько я понимаю, в отрасли?

Алексей Гром: Доходные вы имеете в виду ставки?

Ведущий: Да.

Алексей Гром: По ряду грузов и типам вагонов, я бы сказал, что они наверно уже превосходят докризисный уровень. Такие наверно перевозки, как контейнерные перевозки, они требуют все-таки большего времени на восстановление. И надо дать должным там и клиент более требовательный и он не допустит просто такого резкого изменения этих тарифов, как происходит, например, в угольной промышленности или металлургии.

Ведущий: Ну, сейчас уже более долгосрочные контракты подписывают с клиентами? Потому что я же помню как это было в кризисные месяцы.

Алексей Гром: Ну, контракты подписываются традиционные. Срок контракта – это год. И в начале 2010 года в действительности, наверно это было менее такой длительные период, сейчас на год подписывают спокойно грузовладельцы. Есть примеры более длительных контрактов.

Ведущий: Давайте по структуре парка и пополнению парка. Перейдем к структурам парка по типам вагонов. Полувагоны – 48%. Окатышевозы – 17%, фитинговые платформы – 13%, крытые вагоны – 7% и прочие – 15%. Ну, полувагоны лидируют.

Алексей Гром: Мини РЖД, практически мини РЖД.

Ведущий: Да. Но насколько я понимаю, вы ждете пополнения серьезного подвижного состава, но при этом есть в общем как бы максимальные возможности по производству у заводов. Больше, чем они могут, они сделать не могут. И есть определенный дефицит на рынке?

Алексей Гром: Пока есть? Но я думаю, что этот дефицит будет, должен быть смоделирован тем, что игроки просто начнут взаимодействовать более эффективно. И я откровенно говоря не ожидаю в 2011 году такого уж серьезного глобального дефицита, скажем, по полувагонам, который видим сегодня. Что касается нашего пака, собственно наличие такого большого количества типов в нашем парке вагонов, это реализация нашей стратегии, которую можно наверно сформулировать так: мы не хотим осчастливить собой весь рынок, мы хотим осчастливить конкретного грузовладельца, конкретного пользователя услуг железнодорожного транспорта. Поэтому мы таким образом и будем наращивать этот парк. И сегодняшняя цифра, которую вы привели в начале, это 2000 вагонов, это конкретные вагоны, которые направлены на конкретных пользователей услуг, с которыми мы планируем развитие наших взаимоотношений. Если мы увидим в течение года, что существует необходимость поменять немножечко нашу стратегию, скажем, от универсального перейти к более специализированному, мы это сделаем. Так как мы сделали в 2010 году, когда мы дважды меняли наши инвестиционные планы. Именно под влиянием изменения внешней среды.

Ведущий: А упомянутые вами исчезновение дефицита полувагонов, оно, с чем будет связано, как вам кажется? С повышением эффективности перевозок или с тем, что на рынке появится большое количество вновь произведенных?

Алексей Гром: И то и другое. Эффективность конечно для нас – это более значимый вопрос. И к слову говоря, мы и сейчас уже видим изменения. Приведу такой пример. Вот прошлой зимой у нас стояло на Дальнем Востоке более 100 брошенных поездов. Вот сегодня, несмотря на то, что зима как обычно пришла неожиданно в нашу страну, и с метелями, со штормами во Владивостоке тоже все нормально, а брошенных поездов практически нет. Это говорит о том, что опять же всем миром навалились на решение этой проблемы. И мы выходим сегодня в январь 2011 года практически с нормальной, стабильной, хорошей ситуацией по Дальнему Востоку. Говорю про Дальний Восток, потому что большой объем бизнеса у компании «Трансгарант» на Дальнем Востоке.

Ведущий: Конечно. По определенным причинам, потому что «Феско» есть.

Алексей Гром: Поэтому для нас этот регион, конечно, это дорога очень важна и необходима. И поэтому мы очень рады, что это сегодня происходит. Я думаю, что такие вот векторы повышения эффективности, они будут происходить везде. Мы видим такие изменения. В этой связи я и рассчитываю на то, что такого глобального дефицита не будет. Может быть даже к середине года появится небольшой профицит. Мы к этому тоже готовимся, такой сценарий у нас есть.

Ведущий: Вы сейчас рассказываете, что вы будете делать при этом варианте развития событий. Давайте посмотрим на количество вагонов и в оперировании. В 2008 году 16400, в 2009-ом – 14800 и на 11-ый месяц 2010-го уже почти 16000, 15900 вагонов. В 11-ом году должно уже начаться в исполнение вашего заказа Тихвинским заводом?

Алексей Гром: Да.

Ведущий: Пока все идет по срокам?

Алексей Гром: Сроки немножечко, так сказать, отодвигаются. Поэтому мы помимо Тихвинского завода сейчас у нас есть предложения от других производителей вагонов. Но с Тихвинским заводом, конечно, это наш стратегический партнер. Мы очень рассчитываем на то, что мы от этой компании получим качественно новый вагон. Вместе с тем, еще раз скажу, что очень многое будет определять среда. Мы не ставим задачу купить вагон любой ценой. Для нас эта цена как раз она очень важна. Мы покупаем вагон, если это инвестиция, она окупается за 10 лет. Если за 10 лет она окупается, если доходная ставка она позволяет произвести такую инвестицию, то мы конечно в нее идем. Если цена будет опять же спекулятивно раздута до уровня середины 2008 года, мы в такие игры не играем. И будем работать только в том случае, если почувствуем, что производитель вагонов тоже захочет сыграть с нами в длинную. А железнодорожный бизнес, это игра в длинную. И из этой концепции мы будем строить свою программу покупки вагонов. 2000 мы запланировали. Появится необходимость у наших клиентов увеличить этот парк, будем оперативно принимать решение.

Ведущий: А в случае вот этого профицита, есть же небольшой объем вагонов, который у вас в аренде? Вы от них тогда откажитесь?

Алексей Гром: Мы не планируем отказываться от вагонов, мы сосредоточим свою работу с клиентами. Потому что на самом деле нормальная работа операторской компании, независимо от того, дефицит или профицит вагонов, она должна начинаться с разговора с клиентом и должен заканчиваться рабочий день тоже с разговором с клиентом. Поэтому мы сосредоточим свои усилия на клиентах и будем предлагать им такой продукт, чтобы программа остановки парка от работы продумывали наши конкуренты и другие участники.

Ведущий: Логично. Давайте посмотрим на структуру перевозок компании «Трансгарант": внутренние перевозки – 71%, экспортные – 29%. Это вот на сейчас. Вам хотелось бы экспортные увеличить или все-таки будет прирастать как раз внутренняя часть?

Алексей Гром: Вы знаете, мы сделали, я считаю, в 2010 году большой шаг вперед по интернационализации нашего бизнеса. У нас заработали проекты с иностранными компаниями и доля экспортно-импортных транзитных ориентированных на иностранного заказчика, это крупные и экспедиторские компании, иностранные производители, она увеличилась. Мы бы хотели, чтобы наверно вот сейчас разделение между внутренним и я думаю, оптимальное. Все-таки «Трансгарант» – это компания, ориентированная на российский рынок. И 70% портфелей заказов на внутрироссийские перевозки, я считаю, что это нормально.

Ведущий: Ну, учитывая тем более наши географические расстояния. Спасибо Вам огромное.

Алексей Гром: Спасибо.

Ведущий: Я напомню, сегодня у нас в гостях был управляющий директор компании «Трансгарант» Алексей Гром.

Другие новости

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.