Итоги 2018 года

Итоги 2018 года

2018 год оказался насыщенным для транспортной отрасли на разного рода события. Чтобы отследить важнейшие тренды рынка, мы выделили несколько событий, которые, на наш взгляд, были наиболее значимыми в уходящем году.

Дисбаланс спроса и предложения на мировом контейнерном фрахтовом рынке усиливается

В 2018 году эксперты снизили прогноз темпов роста мирового
контейнерооборота портов на ближайшие 5 лет с 5,7% до 4,3%, по итогам года он вырастет на 5,3%[ 1 ].

Главными рисками для отрасли остаются:
• замедление темпов роста экономики Китая;
• обвал валют развивающихся стран – турецкой лиры, аргентинского песо, бразильского реала;
• торговая война между Китаем и США.

Наряду с замедлением рынка был повышен прогноз по вводу дополнительной судовой вместимости на 2019 год (с 3,4% до 3,5%). Таким образом, предложение будет превышать спрос, что приведет к увеличению давления на судоходные линии.


Контейнерный рынок России в 2018 году вновь показал двузначные темпы роста

Контейнерный рынок России, по нашим оценкам, по итогам 2018 года вырастет на 12% (нашу методику оценки можно посмотреть по ссылке).

Драйверами, как и ожидалось, стали экспортные и транзитные маршруты, которые за 11 месяцев 2018 года выросли на 19% и 17% соответственно (груженые контейнеры). Рост в экспорте был обусловлен, прежде всего, поставками пиломатериалов в Китай и стали в Турцию.

Рост транзита, несмотря на инфраструктурные ограничения на коридоре Китай-Европа-Китай, по итогам года должен превысить 20%. При этом лидером по темпам роста стали транзитные потоки из АТР через порты Дальнего Востока в Узбекистан. За счет импорта запчастей через территорию России это направление выросло на 60%.

Импортные перевозки вырастут не более чем на 8%, что в абсолютных цифрах существенно меньше пикового уровня 2013 года. Внутренние перевозки уже третий год подряд демонстрируют стабильный рост на уровне 6-8%.

у2


Майские указы президента коснулись и логистики

Одна из задач, поставленных В.В. Путиным Правительству РФ, напрямую затронула сферу логистики. Президент поручил подготовить план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в рамках которого предполагается, в том числе, сокращение транзитного времени контейнерных перевозок и увеличение их объема.

До 2024 года поставлены задачи увеличить в 1,5 раза пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, сократить транзитное время контейнерных маршрутов с Дальнего Востока до западных границ России до 7 дней, а объем транзитных перевозок контейнеров увеличить в 4 раза.

Развитие железнодорожных магистралей повлечет за собой развитие экономики. Остается лишь вопрос, хватит ли заложенного в плане потенциала развития магистральной инфраструктуры, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос экспорта добывающей, деревообрабатывающей и сельскохозяйственной отраслей.


Ускорение движения интермодальных сервисов

Изменение темпа жизни, развитие интернет-торговли задают новые требования к перевозкам. Соответствуя потребностям клиентов и повышая собственную конкурентоспособность, операторы расширяют географию и количество ускоренных поездов. Скорость доставки становится знаком качества компаний-перевозчиков.

В 2017 году Транспортная группа FESCO отработала технологии ускоренной перевозки на маршруте Шанхай – Москва, а в 2018 году распространила ее на отправки из Пусана в Москву и Санкт-Петербург и из портов Японии в Москву. В рамках этих ускоренных интермодальных сервисов компания оптимизирует время не только на железнодорожной составляющей, а на всей транспортной цепочке. 


На пути к развитию автомобильных перевозок между Россией и Китаем

В июне 2018 года было подписано новое соглашение между Россией и Китаем о международном автомобильном сообщении. Оно вступит в силу 1 января 2019 года и отменит ряд ограничений: в частности, осуществление перевозок только в приграничной зоне и между заранее согласованными пунктами. Автоперевозчики смогут беспрепятственно осуществлять доставку груза на территории другой страны.

На этом фоне приобретает особую актуальность электронная транспортная накладная, введенная в январе 2018 года с целью упростить документооборот в международных автомобильных коммуникациях, сократив временные и денежные затраты перевозчиков, а также возможные ошибки в заполнении. Упразднение существующих ограничений и упрощение документооборота будут способствовать развитию рынка автомобильных перевозок между Россией и Китаем.

Данное соглашение повысит конкуренцию на рынке, однако в нем также присутствует защитный механизм, запрещающий внутренние перевозки иностранными автоперевозчиками.


Введение гибкой длины контейнерных поездов

До 2018 года РЖД придерживались жестких критериев определения контейнерных поездов. Так, их длина должна была составлять не менее 71 условного вагона [ 2 ]. С февраля 2018 года с целью привлечения дополнительного грузопотока в контейнерах РЖД ввели гибкую длину контейнерных поездов - 57-71 условных вагонов. Это нововведение способствовало увеличению коэффициента маршрутизации [ 3 ] в контейнерных поездах в 2018 году c 67% до 72%.


Новая карта контейнерных терминалов Москвы

В связи с реализацией программы выноса грузовых дворов за пределы Малого кольца Московской железной дороги в конце 2017 года прекратили работу терминалы на станциях: Москва-Товарная-Павелецкая [ 4 ], Москва-Товарная-Курская. Закрытие станций фактически сократило предложение мощностей на рынке на 20% -190 тысяч TEU.

Нагрузка на другие терминалы Москвы и Московской области увеличилась, однако в марте текущего года открылся терминал на ст. Электроугли, который смог частично восполнить дефицит мощностей. В 2019 году ожидается открытие еще одного крупного терминала – «Белый Раст».

Одна из целей данных преобразований – разгрузить центр столицы от транзитного грузопотока, для которого Москва выступает в качестве перевалочного пункта.

6 2018.png


Дефицит колес и рост стоимости ремонтов

Во второй половине года на первый план вышла тема обслуживания подвижного состава. Дефицит железнодорожных колес и повышение стоимости ремонта вагонов и комплектующих привели к пересмотру ставок и продолжительным простоям. В конце года дефицит колес стал основным фактором снижения численности рабочего парка.

Причин возникновения нехватки цельнокатаных колес несколько:
• уменьшение числа списываемых вагонов;
• большие объемы строительства новых вагонов;
• общий рост численности парка вагонов и увеличение антидемпинговых пошлин в отношении продукции украинских производителей колес;

Поднятие цен на колеса стало основанием для возбуждения дела ФАС в отношении производителей железнодорожных колес. Компенсирующей мерой стало решение о снижении требований к минимальной толщине гребня колеса на один миллиметр, что позволит устранить их временный дефицит.


Непроизводительные простои


9 2018.PNG

В 2018 году рабочий парк вагонов на сети РЖД достиг значений 2015 года, когда ещё не был введен запрет на продление срока службы подвижного состава. Несмотря на оптимизм, связанный с возможностью увеличения погрузки, большое внимание привлекал к себе парк, простаивающий в ожидании ремонтов, погрузки и в очередях на выгрузку.

Во второй половине января дневная температура в крупнейшем по объемам погрузки угля регионе – Кемеровской области в течении нескольких дней не поднималась выше -30°, что привело к смерзанию угля и осложнению его погрузки. По разным оценкам сложившаяся ситуация привела к остановке от 30 до 50 тысяч вагонов.

В период массового вывоза урожая предоставлялся приоритет движению маршрутным отправкам зерновых поездов, что приводило к непроизводительным простоям вагонов с прочими грузами, ухудшению эксплуатационных показателей. Непогода и инфраструктурные ограничения на юге России стали причиной заторов на Северо-Кавказской дороге.

Впервые операторы столкнулись с ограничением приема поездов на пограничных с Китаем и Польшей станциях. Здесь на первый план вышла нехватка пропускной способности инфраструктуры иностранных коллег.

Серьезное влияние на движение в направлении портов Дальнего Востока оказало обрушение моста в Приамурье, которое привело к остановке движения по Транссибирской магистрали на двое суток.


Тарифные решения

Помимо сохранения долгосрочного механизма индексации тарифов по схеме «инфляция минус 0,1%», необходимого для повышения прозрачности и прогнозируемости изменения тарифов,

были приняты следующие тарифные решения:
• тариф на порожний пробег полувагонов увеличивается на 6%;
• сохраняется действие экспортной надбавки в размере 8%, для всех грузов кроме газового конденсата, алюминия и нефтяных грузов;
• приказом ФАС от 13 июля дополнительно увеличен до 1,5% коэффициент, компенсирующий расходы, связанные с корректировкой налогового законодательства.

Подводя итоги

Несмотря на ряд затруднений, связанных с увеличивающимся дисбалансом спроса и предложения судовой вместимости, простоями на сети РЖД, дефицитом железнодорожных колес и повышением стоимости ремонта, 2018 год оказался достаточно стабильным. Рост контейнерного рынка в 2018 году соответствовал прогнозам и не стал неожиданностью, особенно в экспортном и транзитном направлениях. На первый взгляд, вызывает удивление рост импорта на фоне нестабильного курса рубля, однако, и он становится логичным в условиях негативных прогнозов на 2019 год. Вместе с тем были даны важные импульсы, в том числе нормативные, для развития транспортной отрасли. Год позволил выявить новые узкие места в инфраструктуре, расширение которых будет уже задачей 2019 года.


[1] Drewry
[2] 1 условный вагон – 15 метров
[3] Коэффициент маршрутизации – объем отправок в контейнерных поездах по отношению ко всем контейнерным перевозкам по железной дороге
[4] Последние отправки были в январе 2018


FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.