Основные события 1 квартала 2015 года:
- FESCO увеличила долю на рынке международных морских перевозок по контейнерным линиям через Дальний Восток РФ до 45,2%
- FESCO сохраняет лидерство по объему перевалки импортных контейнеров на Дальнем востоке РФ с долей рынка 37,8%
- Макроэкономическая ситуация оказывает давление на объемы перевалки контейнеров в порту и объемы перевозок по международным морским линиям, при этом в секторах интермодальных и железнодорожных контейнерных перевозок сохраняется рост
- EBITDA Группы увеличилась на 5,4% год к году, сокращение расходов позволило смягчить влияние от снижения выручки (на 15,8% год к году)
- Меры по оптимизации расходов позволили существенно сократить производственные и административные расходы
- EBITDA margin Группы выросла на 4 п.п. год к году, до 18%. EBITDA margin портового дивизиона увеличилась на 13 п.п. год к году и достигла рекордных 58%
- CAPEX сократился с $19,2 млн в 1 квартале 2014 до $3,8 млн в 1 квартале 2015
- После окончания 1 квартала Группа успешно завершила частичный выкуп евробондов и рублевых облигаций
Операционные результаты
- В 1 квартале 2015 объемы импорта контейнерных грузов показали негативный тренд, став основной причиной общего снижения объемов контейнерных грузов на рынке Дальнего Востока. В соответствии с рыночными тенденциям объем перевалки контейнеров в ВМТП снизился на 18% год к году, до 90,1 тыс. TEU. Объемы международных морских перевозок контейнеров также сократились — на 10% год к году, до 84,8 тыс. TEU
- Интермодальные и железнодорожные перевозки контейнеров в сервисах
по-прежнему пользуются спросом, за отчетный период их объемы увеличились на 2,7%, до 57,5 тыс. TEU и на 8,5%, до 76,2 тыс. TEU соответственно - Объемы перевалки неконтейнерных грузов в порту (минус 32,5% год к году, до 557,7 тыс. тонн) испытывали негативное влияние от снижения объемов черных металлов. Объем погрузки в железнодорожном дивизионе снизился на 4,1% год к году, до 4,7 млн тонн
Финансовые результаты
На финансовые результаты Группы оказали влияние снижение объемов и ослабление курса рубля, однако меры по оптимизации расходов и перевод экспортно-импортных тарифов в порту из рублей в доллары способствовали увеличению рентабельности.
- Консолидированная выручка Группы снизилась на 15,8% год к году, до $204,2 млн. Консолидированная EBITDA выросла на 5,4%, до $36,9 млн
- В рублевом выражении выручка выросла на 49,5% год к году, до 12 683 млн руб., EBITDA — на 87,5%, до 2 301 млн руб.
- CAPEX был снижен до уровня, необходимого для поддержания текущей деятельности, и $3,8 млн (снижение на 80,2% год к году)
Финансовые результаты Группы
$ млн | 1кв. 2014 | 1кв. 2015 | Динамика |
Выручка | 242,5 | 204,5 | -15,8% |
EBITDA* | 35,0 | 36,9 | +5,4% |
EBITDA Margin | 14,4% | 18,1% | +3,7 pp |
CAPEX | 19,2 | 3,8 | -80,2% |
Млн руб. | 1кв. 2014 | 1кв. 2015 | Динамика |
Выручка | 8 484,9 | 12 682,5 | +49,5% |
EBITDA* | 1 226,8 | 2 300,7 | +87,5% |
EBITDA Margin | 14,5% | 18,1% | 3,6 pp |
*) Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль за вычетом амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов.
Результаты по дивизионам
Портовый дивизион
- Контейнерооборот в 1 квартале 2015 снизился на 17,9% год к году, до 90,117 тыс. TEU вследствие негативных рыночных тенденций
- Объемы перевалки генеральных грузов снизились на 32,5% год к году, до 557,7 тыс. тонн преимущественно за счет снижение объемов перевалки черных металлов и химических грузов
- Выручка дивизиона снизилась на 28,2% год к году, до $31,9 млн вследствие снижения объемов. EBITDA снизилась на 7,0% год к году, до $18,6 млн. Операционные расходы в порту были сокращены на 51% год к году за счет ослабления курса рубля и оптимизации затрат. EBITDA margin выросла на 13,3 п.п до рекордного уровня — 58,3%
Железнодорожный дивизион
- Объем железнодорожных контейнерных перевозок «Трансгаранта» и «Русской Тройки» увеличился на 8,5% год к году, до 76,2 тыс. TEU. Это значительно превосходит среднерыночный показатель, который снизился в 1 квартале 2015 на 7,7%. Рост объемов обусловлен устойчивым спросом на железнодорожные перевозки контейнеров и расширением парка фитинговых платформ «Трансгаранта»
- Показатель погрузки «Трансгаранта» снизился на 4,1%, до 7,4 млн тонн, за счет сокращения объемов перевозки железной руды и строительных материалов
- Выручка железнодорожного дивизиона в 1 квартале 2015 составила $26,7 млн, под влиянием ослабления курса рубля и низкими ставками на полувагоны сократившись на 40,1% год к году
- Неблагоприятные рыночные тенденции в сочетании с ослаблением курса рубля привели к снижению EBITDA на 63,2% год к году, до $4,9 млн. EBITDA margin составила 18,4%, снизившись на 11,4 п.п.
Линейно-логистический дивизион
- Объемы интермодальных перевозок выросли на 2,7% год к году, до 57,5 тыс. TEU
- Снижение объемов импорта в Россию стало причиной сокращения объемов международных морских перевозок контейнеров в 1 квартале 2015 на 10,2% год к году, до 84,8 тыс. TEU
- Объемы каботажных морских контейнерных перевозок выросли на 2,1% год к году, до 13,1 тыс. TEU
- Снижение объемов международных перевозок и отрицательная динамика мировых ставок фрахта привели к выручки
линейно-логистического дивизиона на 29,1% год к году, до $97,3 млн, EBITDA составила $1 млн
Морской дивизионn
- Выручка морского дивизиона выросла на 41,9% год к году, до $28,1 млн за счет положительных результатов работы ледокольного флота и новых поступлений от операций с танкерами в рамках бункеровочного бизнеса. EBITDA выросла почти в 3 раза, до $12,5 млн за счет обновления флота и влияния девальвации рубля на расходы. EBITDA margin достигла 44,5%, увеличившись на 22,3 п.п.
Бункеровка
- Выручка от бункеровки выросла на 76,5% год к году, до $51,9 млн за счет увеличения объемов
- EBITDA дивизиона в 1 квартале 2015 составила $4,6 млн. EBITDA margin под давлением отрицательной динамики цен на нефть снизилась на 4,0 п.п., до 8,9%
$ млн | 1кв. 2014 | 1кв. 2015 | Динамика |
Портовый дивизион | |||
Выручка | 44,4 | 31,9 | -28,2% |
EBITDA | 20,0 | 18,6 | -7,0% |
EBITDA margin | 45,0% | 58,3% | +13,3 pp |
Железнодорожный дивизион | |||
Выручка | 44,6 | 26,7 | -40,1% |
EBITDA | 13,3 | 4,9 | -63,2% |
EBITDA margin | 29,8% | 18,3% | -11,4 pp |
Линейно-логистический дивизион | |||
Выручка | 137,3 | 97,3 | -29,1% |
EBITDA | - | 1,0 | - |
EBITDA margin | 0,0% | 1,0% | +1,0 pp |
Морской дивизион | |||
Выручка | 19,8 | 28,1 | +41,9% |
EBITDA | 4,4 | 12,5 | +184,1 |
EBITDA margin | 22,2% | 44,5% | +22,3 pp |
Бункеровка | |||
Выручка | 29,4 | 51,9 | +76,5% |
EBITDA | 3,8 | 4,6 | +21,1% |
EBITDA margin | 12,9% | 8,9% | -4,0 pp |
Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль за вычетом амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов
Консолидированная долговая нагрузка
Консолидированный чистый долг на базе pro-forma по состоянию на 31 марта 2015 составил $897 млн (снизившись по сравнению с $961 млн по состоянию на 31 декабря 2014).
Совокупный долг (pro-forma) по состоянию на 31 марта 2015 составил $1 122 млн.
- По состоянию на 31 марта 2015 консолидированный долг включает размещение двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн долларов США со ставкой купона 8% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн долларов США со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году, а также рублевые облигации на сумму 5 млрд. рублей, направленные на рефинансирование долга, связанного с приобретением FESCO, а также существовавшей ранее задолженности Группы
- По состоянию на 31 марта 2015 соотношение
pro-forma чистый долг/ LTM скорректированного показателя EBITDA составило 5,0х
$ млн | 31 марта 2015 |
Совокупный долг (pro-forma) (2) | 1 122 |
Денежные средства на балансе | 225 |
Чистый долг (pro-forma) | 897 |
Pro-forma чистый долг / LTM скорректированного показателя EBITDA | 5,0x |
(2) Совокупный долг не включает кредит РЕПО под залог акций «ТрансКонтейнера»
Управление долговым портфелем::
- 26 марта 2015 держатели облигаций серии
БО-02 одобрили продление срока обращения бумаг до ноября 2017 с погашением 40% номинальной стоимости выпуска в 2016 году - 31 марта FESCO инициировала тендерное предложение по выкупу еврооблигаций с погашением в 2018 и 2020 годах, а также уведомила об открытом тендере по выкупу до 4 млрд руб. облигаций серии
БО-02 по фиксированной цене — 80% номинала - Группа выкупила $128,9 млн номинальной стоимости еврооблигаций с погашением в 2018 году и $91,1 млн номинальной стоимости еврооблигаций с погашением в 2020 году. Расчеты были осуществлены 14 мая 2015. Кроме того, FESCO выкупила 2 992 млн руб. номинальной стоимости облигаций серии
БО-02 . - Выкуп был профинансирован совокупностью собственных средств, банковского кредита, средств от размещения облигаций, а также конечной контролирующей стороной компании. FESCO разметила облигации серии
БО-01 на 5 002 млн руб. до 2018. Группа также заключила с международным банком сделку РЕПО на $44 млн под залог своих еврооблигаций.
Операционные результаты
1кв. 2014 | 1кв. 2015 | Динамика | |
Интермодальные перевозки (TEU) | 55 995 | 57 525 | +2,7% |
Международные морские контейнерные перевозки (TEU) | 94 475 | 84 797 | -10,2% |
Каботажные морские контейнерные перевозки (TEU) | 12 828 | 13 092 | +2,1% |
Перевалка контейнеров ВМТП (TEU) | 109 828 | 90 117 | -17,9% |
Перевалка неконтейнерных грузов ВМТП (за исключением автотехники) (тыс. тонн) | 826,7 | 557,7 | -32,5% |
Железнодорожные контейнерные перевозки («Русская Тройка» и «Трансгарант») (тыс. TEU) | 70,2 | 76,2 | +8,5% |
Железнодорожные перевозки, погрузка (млн тонн) | 4,9 | 4,7 | -4,1% |
Железнодорожные перевозки, грузооборот (млрд тонн-км) | 7,6 | 9,6 | +26,3% |