Транспортная группа FESCO (далее «Группа» или «FESCO») публикует операционные и консолидированные финансовые результаты за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2019 года. Группа также сообщает о завершении всех аудиторских процедур в отношении консолидированной отчетности по международным стандартам за 2019 год. Полная версия отчетности с примечаниями опубликована на сайте в разделе «Акционерам и инвесторам».
Основные события
-
Группа увеличила долю в основных направлениях бизнеса – в интермодальных перевозках по маршруту Восток-Запад до 46% и в перевалке на Дальнем Востоке через ПАО «ВМТП» (далее «Порт») до 44%:
- объем интермодальных перевозок вырос до 344 тыс. TEU (на 14% выше 2018 года);
- Группа достигла рекордных объемов перевалки в Порту за всю его историю – в 2019 году было обработано 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров - 625 тыс. TEU и генеральных грузов – 5,1 млн тонн.
-
Группа сократила срок доставки контейнеров по ключевому маршруту Шанхай-Москва до 24 суток, что в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал;
-
Группа запустила совместный с АО «РЖД Логистика» ускоренный транзитный сервис Trans-Siberian Landbridge для перевозки транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской железнодорожной магистрали через Владивосток;
-
Группа продолжила расширять сеть сухопутных маршрутов: запустила железнодорожные сервисы из Китая в города России через Монголию, из России в Китай через пограничный переход Гродеково / Суйфыньхэ, транзитные поезда из Китая в Германию и обратно через Калининград, и из Германии в Китай через Дальний Восток;
-
Группа открыла интермодальный контейнерный сервис для доставки грузов из городов России на Курильские острова через Дальний Восток;
-
Во внутрироссийском сообщении запущены новые контейнерные поезда: из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и из Санкт-Петербурга в Новосибирск;
-
Группа сократила показатель Чистый долг/EBITDA до 3,7X (без учета IFRS 16);
-
Группа реализовала непрофильные активы: все полувагоны и окатышевозы, часть старого флота, также заключила предварительный договор купли-продажи зернового бизнеса (ООО «Транс-Грейн» и связанные активы);
-
Группа заключила контракты на поставку 5 кранов для Порта и универсального судна ледового класса, приобрела два контейнеровоза, увеличила парк фитинговых платформ до 6 620 единиц. Также заключила договор с ОАО «РЖД» на приобретение оставшейся неконтролируемой Группой доли в АО «Русская Тройка»;
-
Группа начала сотрудничество с Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии по организации снабжения индийских научно-исследовательских станций в Антарктиде. Дизель-электроход «Василий Головнин» доставил более 4 тысяч тонн груза;
-
Совместно с ОАО «РЖД» была запущена технология полностью электронного оформления интермодальных перевозок импортных грузов, которая позволила сократить общее время оформления документов в Порту с пяти суток до 21 часа;
-
Группа продолжила развивать управление цепочками поставок в сегментах 3PL и 4PL и существенно расширила портфель заказов проектной логистики.
Операционные результаты Группы
Показатель |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Интермодальные перевозки (тыс. TEU) |
302 |
344 |
14% |
Международные морские перевозки (тыс. TEU) [1] |
313 |
250 |
(20)% |
Каботажные морские перевозки (тыс. TEU) |
79 |
78 |
(2)% |
Перевалка контейнеров в Порту (тыс. TEU) |
551 |
625 |
13% |
Перевалка генеральных грузов и нефтепродуктов в Порту (тыс. тонн) |
5 283 |
5 526 |
5% |
Перевалка средств транспорта (тыс. ед.) |
60 |
77 |
28,0% |
Подвижной состав (единицы) |
11 925 |
12 723 |
7% |
Железнодорожные контейнерные перевозки (тыс. TEU) * |
340 |
388 |
14% |
Вагоноотправки в крытых вагонах (единицы) |
14 231 |
16 372 |
15% |
Транспортный флот (единицы) |
22 |
20 |
(9)% |
Судо-сутки в эксплуатации [2] |
7 096 |
7 208 |
2% |
Объемы бункеровки (тыс. тонн) |
72 |
68 |
(6)% |
*не включая платформы «Русской тройки»
Финансовые результаты Группы
Показатель, млн руб. |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Выручка |
56 993 |
56 673 |
(1)% |
EBITDA[3] |
10 572 |
12 231 |
16% |
Рентабельность по EBITDA |
19% |
22% |
3 п.п. |
Чистая прибыль / (убыток) |
7 009 |
(1 842) |
- |
-
Консолидированная выручка Группы в 2019 году составила 56 673 млн руб. (на уровне близком к 2018 году). Это объясняется тем, что выручка железнодорожного дивизиона снизилась из-за ухудшения конъюнктуры рынка перевозок зерновых грузов. Группа предприняла меры по выходу из этого сегмента бизнеса. Все остальные дивизионы продемонстрировали рост выручки;
-
Консолидированный показатель EBITDA в 2019 году вырос до 12 231 млн руб. (на 16% выше 2018 года). Основной рост пришелся на услуги Линейно-логистического и Портового дивизионов;
-
Рентабельность по EBITDA выросла до 22 % (на 3 п.п. выше 2018 года);
-
Чистый убыток Группы в 2019 году составил 1 842 млн руб. и связан с начислением курсовой разницы по внутригрупповым обязательствам. «Бумажные» курсовые разницы возникают в связи с волатильностью курса.
Финансовые и операционные результаты дивизионов
Линейно-логистический дивизион
Финансовые показатели
-
Выручка выросла до 37 944 млн руб. (на 6% выше 2018 года) за счет роста объемов интермодальных перевозок;
-
Показатель EBITDA вырос до 2 309 млн руб. (на 83% выше 2018 года) за счет:
-
увеличения частоты судозаходов на линиях Китая и Республики Корея;
-
сокращения сроков доставки грузов: в частности, благодаря ускоренному оформлению транзита, повышению оборачиваемости вагонов, электронному документообороту;
-
роста отгрузок через сухопутные пограничные переходы.
-
Операционные показатели
-
Группа увеличила долю рынка интермодальных перевозок по маршруту Восток –Запад до рекордных 46% (на 7 п.п. выше 2018 года). Объем интермодальных вырос до 344 тыс. TEU. Рост обеспечен за счет:
-
открытия новых сервисов;
-
гибкой коммерческой политикой, внедрению системы ранжирования клиентов;
-
внедрению IT-решений на примере сервиса MY.FESCO, который позволяет клиентам в онлайн режиме заказывать услуги и отслеживать передвижение груза (60% всего объема интермодальных перевозок заказано в 2019 году в онлайн режиме).
-
-
Объем международных морских перевозок сократился до 250 тыс. TEU (на 20% ниже 2018 года), в результате принятого решения сократить объемы перевозок на Балтике в связи с неэффективностью;
-
Объем каботажных морских перевозок снизился до 78 тыс. TEU (на 2% ниже 2018 года).
Портовый дивизион
Финансовые показатели
-
Выручка выросла до 15 409 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет изменения ставок, структуры грузов и роста грузооборота:
-
контейнерных грузов на 13%;
-
генеральных грузов и нефтепродуктов на 5%;
-
средств транспорта на 28%.
-
-
Показатель EBITDA вырос до 6 787 млн руб. (на 15% выше 2018 года).
Операционные показатели
-
Группа достигла рекордных объемов перевалки в Порту за всю его историю – 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров – 625 тыс. TEU (на 13% выше 2018 года);
-
Объем перевалки средств транспорта вырос до 77 тыс. единиц (на 28% выше 2018 года) за счет повышенного спроса на автомобили на территории РФ. Чтобы повысить мощность и скорость обработки средств транспорта была задействована дополнительная территория Порта;
-
Объем перевалки навалочных и генеральных грузов, включая нефтепродукты, вырос до 5 526 тыс. тонн (на 5% выше 2018 года) за счет роста перевалки чугуна, строительных грузов и слябов (+8 %, +41% и +70% соответственно);
-
Группа обработала 2 009 судов;
-
Среднесуточная производительность обработки флота выросла до 31,6 тыс. тонн (на 11 % выше 2018 года);
-
Количество обработанного подвижного состава выросло до 200,5 тыс. единиц (на 12% выше 2018 года);
-
Среднесуточная производительность обработки подвижного состава выросла до 549 единиц (на 11,8 % выше 2018 года).
Железнодорожный дивизион
Финансовые показатели
-
Выручка снизилась до 8 232 млн руб. (на 30% ниже 2018 года) в основном за счет снижения выручки по зерновому сегменту до 3 482 млн руб. (на 52 % ниже 2018 года) в связи с изменением конъюнктуры рынка;
-
Выручка по сегменту фитинговых платформ и крытых вагонов выросла до 3 922 млн руб. (на 23% выше 2018 года);
-
Показатель EBITDA снизился до 3 596 млн руб. (на 12% ниже 2018 года).
Операционные показатели
-
Объем железнодорожных контейнерных перевозок вырос до 388 тыс. TEU (на 14% выше 2018 года) за счет увеличения парка фитинговых платформ до 6 620 единиц;
-
Вагоноотправки крытого подвижного состава выросли до 16 372 единиц (на 15% выше 2018 года) за счет увеличения парка и развития новых направлений.
Морской дивизион
Финансовые показатели
-
Выручка выросла до 3 245 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет роста ставок обновленного флота, роста объемов перевозки;
-
Показатель EBITDA вырос до 776 млн руб. (на 17% выше 2018 года).
Операционные показатели
-
Доставка 4 тыс. тонн грузов в рамках исполнения контракта по обеспечению индийских антарктических научно-исследовательских станций.
Бункеровка
Финансовые показатели
-
Выручка выросла до 1 191 млн рублей (на 17% выше 2018 года) за счет роста доли реализации нефтепродуктов взамен бункеровок по агентской схеме;
-
Показатель EBITDA вырос до 83 млн рублей (на 131% выше 2018 года).
Объемы
-
Объемы бункеровки снизились до 68 тыс. тонн (на 6% ниже 2018 года) за счет снижения реализации топлива сторонним компаниям под влиянием растущей монополизации рынка со стороны крупных игроков;
-
90 % общего объема бункеровочных услуг были оказаны компаниям Группы; остальной объем поставлен на суда иностранных судовладельцев и фрахтователей.
Финансовые результаты по дивизионам
Показатель, млн руб. |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Линейно-логистический дивизион |
|
|
|
Выручка |
35 875 |
37 944 |
6% |
EBITDA |
1 259 |
2 309 |
83% |
Рентабельность по EBITDA |
4% |
6% |
2 п.п. |
Портовый дивизион |
|
|
|
Выручка |
13 121 |
15 409 |
17% |
EBITDA |
5 889 |
6 787 |
15% |
Рентабельность по EBITDA |
45% |
44% |
(1) п.п. |
Железнодорожный дивизион |
|
|
|
Выручка |
11 791 |
8 232 |
(30)% |
EBITDA |
4 094 |
3 596 |
(12)% |
Рентабельность по EBITDA |
35% |
44% |
9 п.п. |
Морской дивизион |
|
|
|
Выручка |
2 767 |
3 245 |
17% |
EBITDA |
664 |
776 |
17% |
Рентабельность по EBITDA |
24% |
24% |
- |
Бункеровочный дивизион |
|
|
|
Выручка |
1 018 |
1 191 |
17% |
EBITDA |
36 |
83 |
131% |
Рентабельность по EBITDA |
4% |
7% |
3 п.п. |
Консолидированная долговая нагрузка Группы на 31.12.2019
-
Показатель Чистый долг/ EBITDA:
-
(без учета IFRS 16) снизился с 4,7х на 31.12.2018 до 3,7х на 31.12.2019;
-
(с учетом IFRS 16) снизился с 4,4х на 31.12.2018 до 3,3х на 31.12.2019.
-
-
Консолидированный долг Группы в рублевом выражении сократился до 39 294 млн руб. (на 14% ниже 2018 года);
-
Обязательства Группы:
-
32 632 млн руб. по кредитам и займам;
-
6 410 млн руб. по лизингу;
-
252 млн руб. по российским биржевым облигациям серии БО-01 и БО-02.
-
-
Группа выпустила и завершила расчеты по публичной безотзывной оферте выкупа биржевых облигаций серий БО-01 и БО-02, размещенных в 2015 и 2013 годах соответственно [4]. По итогам оферты выкуплено 6 658 облигаций серии БО-01 у 22 инвесторов и 29 942 облигации серии БО-02 у 112 инвесторов. В обращении у третьих лиц остаётся менее 1% от первоначального объема выпусков по номинальной стоимости. В силу независящих от Группы обстоятельств погашение оставшегося пакета облигаций в обращении было невозможным в 2019 году.
Показатель, млн руб. |
31.12.2018 |
EBITDA |
31.12.2019 |
EBITDA |
(Денежные средства) |
(3 313) |
(0,3х) |
(1 232) |
(0,1х) |
Займы и обязательства по операциям финансовой аренды [5] |
45 647 |
4,7х |
39 294 |
3,4х |
Краткосрочные |
4 695 |
|
6 659 |
|
Долгосрочные |
40 952 |
|
32 635 |
|
Итого чистый долг |
42 334 |
4,4х |
38 063 |
3,3х |
Финансовые и операционные результаты деятельности Транспортной группы FESCO за 2019 год
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В настоящем информационном сообщении термин «ПАО «ДВМП» означает Публичное акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство».
Термины «Группа FESCO», «FESCO», «Группа», «Компания» относятся к ПАО «ДВМП» и юридическим лицам, находящимся под прямым и/или косвенным контролем ПАО «ДВМП» (подконтрольные лица).
Термины «Порт» и «Портовый дивизион» относятся к ПАО «ВМТП» (входит в Группу).
Это информационное сообщение не предназначено и не является рекомендацией по инвестициям. Настоящее информационное сообщение не является предложением и не может быть истолковано как предложение или обязанность продать или выпустить (и не является частью такого предложения или обязательства) ценные бумаги ПАО «ДВМП» или любых его дочерних обществ в какой-либо юрисдикции, а также как побуждение, рекомендация, обязательство или приглашение осуществить подписку или иным образом приобрести ценные бумаги ПАО «ДВМП» или любых его дочерних обществ в какой-либо юрисдикции, и не может быть истолковано как реклама ценных бумаг ПАО «ДВМП» или любых его дочерних обществ в какой-либо юрисдикции или как побуждение осуществлять инвестиционную деятельность в какой-либо юрисдикции.
Сведения, приведенные в настоящем информационном сообщении, были подготовлены на основе управленческой отчетности Группы. Данные сведения не содержат достаточной информации для того, чтобы рассматривать их в качестве полного комплекта финансовой отчетности. Показатели, приведенные в настоящем информационном сообщении, не проходили аудиторскую проверку.
[1] Снижение обусловлено принятием решения сократить объемы перевозок на Балтике в силу неэффективности
[2] Общее количество дней, которые судно было доступно для эксплуатации, за исключением периода времени, когда судно не могло использоваться в связи с капитальным ремонтом, модернизацией, нахождением в сухом доке либо в связи со специализированным или промежуточным обслуживанием
[3] Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль без учета амортизации, обесценения и результата от выбытия активов, и разовых расходов.
[4] Биржевые облигации процентные неконвертируемые документарные на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии БО-01, номер государственной регистрации: 4B02-01-00032-A от 5 мая 2010 года, серии БО-02, номер государственной регистрации: 4B02-02-00032-A от 5 мая 2010 года.
[5] В займах и обязательствах не учитываются обязательства по операционной аренде, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта IFRS 16.