Она сказала «да!» или самое важное о таможенном оформлении

Она сказала «да!» или самое важное о таможенном оформлении

Для многих из нас слово «таможня» обладает флером загадочности, сколько тайн и тонкостей таит в себе работа таможенной службы Российской Федерации! Чтобы приоткрыть завесу этой тайны, мы разберем один из важнейших процессов международной перевозки грузов – таможенную очистку.

Политика FESCO в вопросах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности регламентируется следующими документами

Зачем нужно таможенное оформление?

Государственная граница – понятие четкое и надежно охраняемое: государство контролирует все входящие и исходящие грузопотоки. Таможенное оформление – главный инструмент данного контроля. При пересечении границы любой груз должен пройти одну из таможенных процедур, которые соответствуют направлению перевозки: экспорт, импорт, транзит, реэкспорт и т.д.

В ходе проверки таможня выясняет характер груза, возможность его пропуска через границу, а также сверяет документы. Все это необходимо для защиты интересов граждан и самого государства.

Могу я растаможиться самостоятельно?

У многих в детстве были моменты, когда родители решали, что «парикмахерская – это дорого, дома тоже есть ножницы». Может быть, кто-то из родителей даже успешно справлялся с задачей, но зачастую их энтузиазм порождал семейные байки о креативных детских стрижках.

То же самое происходит и с таможенным оформлением. Если вы знаете таможенное законодательство и тонкости процедур, если у вас есть достаточно времени, вы можете самостоятельно взаимодействовать с таможней.

Однако, если вы не вполне уверены в своих знаниях, не стоит тратить свои нервы, лучше обратиться к специалистам – таможенным брокерам. Каждая ошибка, допущенная при заполнении декларации, оборачивается финансовыми и временными издержками, а возможностей для совершения ошибок много.

Из чего состоит таможенное оформление?

Чем же занимается таможенный брокер? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, из чего состоит процедура таможенного оформления.

Здесь есть две ключевые части: подготовительный этап и таможенный контроль. Именно на подготовительном этапе брокер показывает все, на что он способен. Декларант – тот, кто заполняет и подает декларацию - получает документы от клиента, анализирует их на предмет полноты и корректности заполнения, определяет коды товаров, рассчитывает таможенные платежи, определяет меры нетарифного регулирования (сертификация, лицензирование и т.д). На основе проведенного анализа он заполняет декларацию на товары и направляет документы в таможню.

После этого наступает очередь таможни, в обязанностях которой осуществление различных видов контроля:

1.      Контроль документов. Получая декларацию и сопутствующую документацию, таможенные служащие приступают к их тщательной проверке. Они внимательно проверяют код товара и указанную стоимость.

2.      Контроль оплаты пошлины. По каждому коду товара таможенными органами установлены соответствующие пошлины, без уплаты которых контейнер не выпустят. Иногда недобросовестные грузовладельцы занижают стоимость груза, пытаясь сократить размер выплат. Однако таможенные органы имеют право запросить документы, подтверждающие стоимость и ценообразование товара, что может повлечь за собой административную ответственность в случае выявления нарушений.

3.      Контроль весовых характеристик. Когда все бумажные дела улажены, наступает время проверки контейнера. Например, таможенные служащие могут назначить проведение взвешивания, при котором проверяется соответствует ли заявленный вес весу фактическому, при этом не допустимо отклонение, превышающее погрешность весов.

4.      Таможенный осмотр. Контейнеры перевозят из секции хранения на специальную досмотровую площадку, где таможенные служащие проводят визуальную проверку, чтобы оценить сохранность контейнера, наличие пломб.

5.      Таможенный досмотр. Таможенный досмотр также осуществляется на специальной зоне таможенного контроля. Принципиальное отличие от осмотра заключается в том, что при досмотре пломбу ломают и происходит осмотр содержимого контейнера. Данная процедура может быть частичной, когда груз достается выборочно, или же полной с выгрузкой всего содержимого контейнера.

От 10 минут до 10 суток

Планируя международную перевозку (о том, как это нужно делать поговорим в одной из следующих статей), нужно помнить, что точные сроки здесь – результат невероятных усилий логистов. В стандартных сервисах всегда присутствуют элемент непредсказуемости относительно сроков. К примеру, время таможенного оформления может растянуться от 10 минут до 10 суток.

Согласно действующему таможенному законодательству, выпуск грузов должен быть завершен в течение 4-х часов с момента регистрации декларации. Однако в целях проведения таможенного контроля или же при обнаружении ошибок в документах этот срок может быть увеличен до 10 суток.

И здесь кроется страшная тайна непредсказуемости таможенной очистки: если избежать ошибок при заполнении документов легко – нужно лишь довериться надежному брокеру, то предсказать, какие виды контроля будет осуществляться с вашим грузом, - невозможно.

Дело в том, что таможенные служащие организуют проверку контейнеров выборочно, на основании сложной системы таможенных «рисков», то есть часть контейнеров проходят растаможку без перемещения на досмотровую площадку, их таможенный контроль сводится лишь к проверке документов и статуса оплаты пошлин.

С верхней границей вроде разобрались, остается вопрос, как возможно растаможиться за 10 минут? Используя автоматизированные системы, которые Федеральная таможенная служба начала внедрять несколько лет назад. Идея заключается в создании системы, которая позволит как минимум половине грузов проходить таможенную очистку электронно, с минимальным вовлечением сотрудников службы.

Где я могу «растаможиться»?

Импортеру вовсе не обязательно проходить таможенное оформление при пересечении границы. Российское законодательство предлагает импортерам возможность пройти процедуру в регионе назначения груза. При этом владелец груза должен заполнить транзитную декларацию и оформить ВТТ – внутренний таможенный транзит. В нашей следующей статье мы проследим за путешествием из Китая в Москву двух контейнеров с разным таможенным режимом.

Автор статьи:
Максим Шишков
FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.